Сейчас Светлана Михайловна готовится к следующей фотовыставке, на этот раз состоящей из портретов женщин. О мужском и женском мире, творчестве и культуре и была наша беседа.
Лицо как неоткрытая книга
- Вы как-то говорили о том, что для вас человек - это непрочитанная книга, а его лицо - обложка этой книги. Что помогает вам прочитать хотя бы несколько страниц?
- Прежде всего, интуиция. Глубина человеческого интеллекта, его неравнодушие, внутренняя культура, - всё это считывается за секунду. Есть фраза, которую приписывают Омару Хайяму: на Земле нет интереснее поверхности, чем поверхность человеческого лица. Я абсолютно с ним согласна. Мне интересны лица, я даже могу попросить незнакомого человека сфотографировать его лицо.
- Почему вы начали именно с мужских портретов?
- Я считаю, что мир мужчин - это другая Вселенная, и всю свою жизнь я пытаюсь её постичь. Судьба подарила мне множество чудесных встреч с мужчинами. Как говорил один мудрец: можно научиться чему-то в жизни у каждого человека. Я учусь, обогащаюсь с каждой новой встречей.
- Какая из них оказала на вас наибольшее влияние?
- Та, что произошла в период, когда я работала в киноцентре. Мне приходилось тесно сотрудничать с кинематографической элитой Москвы и Санкт-Петербурга. Они приезжали к нам на творческие встречи, и мы проводили в поездках по несколько дней вместе. И тогда одно из самых ярких впечатлений оставил Александр Прошкин, который привез в Ростов «Холодное лето пятьдесят третьего...» Это была одна из первых картин, разоблачающих сталинские репрессии. Мне никогда не забыть, как пожилая женщина в фойе кинотеатра упала перед Александром Анатольевичем на колени, стала целовать его руки и говорить: «Я через этот фильм будто с мужем встретилась. Он был репрессирован, искала его много лет, но так и не нашла. Сегодня снова встретились». Я вспоминаю всё это, и мурашки по коже. Он человек яркий и абсолютно свободный, который делает то, что считает нужным, не думая о реакции власти или кинематографического сообщества. Поэтому я считаю его образчиком того, каким человек должен быть сегодня, и прежде всего в творчестве.
- И эти качества являются отличительными в мужской Вселенной?
- Мужчины в целом более сконцентрированы на идее. Их жизнь я представляю как движение по длинному коридору, в конце которого - свет. Этот свет - их цель, а всё, что находится за боковыми дверьми, их не интересует. Учёные, писатели, художники, композиторы - в основном мужчины.
Полные любви и добра
- Вы так говорите о мужчинах, будто отрицаете роль женщины. Ведь среди них тоже немало личностей...
- Напротив, я ценю нашу роль очень высоко. Просто у нас другая функция: мы сотворцы, мы помогаем мужчинам идти к цели. И если мужчина создаёт картину, музыку, стихи, то на женщине лежит охранение очага, детей, своего мужчины, и тут уж нужно стереоскопическое зрение, чтобы в том же коридоре, по которому идёт мужчина, знать, что справа, слева и сзади. Мужчина идёт, а женщина его ведёт. Я не могу утверждать, что это непреложная истина, но мне кажется, что таков порядок вещей.
Поэтому мне хочется сделать фотовыставку женских портретов. И сейчас у меня уже есть коллекция потрясающих типажей, женщин в возрасте - в 80 лет они необычайно привлекательны! Такие лица могут иметь только люди, полные любви и добра. Например, жена сценариста Якова Айзенберга или жена бывшего председателя Донского союза кинематографистов Александра Обертынского - необыкновенные красавицы, оставшиеся в тени. Но чувствуется, что эти женщины вылепили своих мужчин любовью, вниманием, ненавязчивыми подсказками, создавая атмосферу, в которой мужчины могли творить и быть успешными.
Постыдная мода
- Помимо поэзии, театра и фотографии, вы занимаетесь ещё организацией множества культурных мероприятий в библиотеке. Какое в ходе этой работы у вас складывается впечатление о современном уровне культуры?
- Создаётся ощущение, что ценностный мир перевернулся. Нам сейчас очень сложно, например, найти достойные современные фильмы, чтобы учить по ним актёров в нашем любительском театре. Даже известные режиссёры, с которыми мне довелось общаться, сознаются, что стремление к коммерческому успеху стало превалировать.
- Подмена истинного на ложное происходит не только в области искусства, но и в бытовых сферах, например, семейной...
- В семейных ценностях я вижу спасение. Мир никого из нас не встречает с распростёртыми объятиями, поэтому так сложно себя в этот мир встроить. Это большое счастье, когда есть семейные традиции и семейная культура, которые помогают преодолевать трудности и держат тебя на плаву. Раньше развод был трагедией, событием, о котором долго говорили, которое старались как-то предотвратить, а сейчас многие глянцевые журналы и телевизионные шоу-программы пестрят сообщениями о разводах, преподнося их просто как приключение. И на этом фоне кажется, что незачем бороться со сложностями, если другие расстаются так легко. Отсюда рождается современная трагедия «маленького человека», ребенка, лишённого добрых семейных традиций, общения папы и мамы.
Но, безусловно, не всё так страшно. Я уверена: то, что происходит с нашими ценностями, всего лишь поветрие, постыдная мода, которая обязательно пройдёт.
Смотрите также:
- Алексей Хевелев написал свою первую пьесу в шесть лет →
- «Мы живём в раю». Художник пишет, как он дышит →
- Баста: о рэпе, вере и тех, кто близок →