Казаки праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения Господня. К праздникам готовились тщательно и заблаговременно: мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была вечно зелёная ёлка - символ новой жизни.
Время чудес
Рождеству предшествовал сорокадневным пост, а канун праздника – сочельник - проводили особенно строго: по церковному уставу в этот день полагалось кушать только сочиво или кутью – отварную пшеницу с мёдом и изюмом. Ели её после молитвы с появлением первой звёздочки на небе, напоминающей о той, что возвестила волхвам о рождении Христа.
Согласно поверьям, в Сочельник случались разные чудеса: домашний скот вдруг начинал разговаривать, вода в бочках и колодцах превращалась в вино, деревья в садах разгуливали с места на место и цвели даже в сильные морозы, а со дна озёр и морей поднимались затопленные монастыри и храмы и можно было услышать звон их колоколов.
Любой гость, входящий в дом в Рождество или на Новый год, воспринимался как особа священная, которая определит судьбу человека на ближайший год. В святой вечер не пустить в дом пришедших считалось большим грехом. Хозяева, как правило, всегда одаривали гостей и угощали их кутьей. А по первому вступившему в дом гадали о будущем.
В число «божьих посланников» входили и колядники, которые приносили благую весть о рождении Христа. Сперва участниками обходов со звездой были в основном церковнослужители и прихожане, а позднее все рядовые селяне. Взрослые колядовали поздно вечером, а дети – ранним утром.
Весело-весело
8 января праздновали день бабок и рожениц - так называемые «Бабьи каши». Каждый год на второй день Рождества у повитухи собирались недавно родившие женщины, чтобы потолковать о своих бабьих делах. Гостьи приносили ей водку, пироги, блины и другое угощенье. В этот день женщины, свободные от обычных забот, гуляли и напивались до такой степени, что пришедшие за ними мужья буквально уносили их домой на себе.
Самым весёлым временем были Святки, которые наступали после Рождества и длились до Крещения. К Святкам готовились загодя: шили нарядные платья, мастерили костюмы и маски. Существовало поверье, что всю Рождественскую неделю черти и ведьмы выходят из своих убежищ, скитаются в тоске по земле, рыскают по улицам и пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем ходить под Рождество со звездой и славить Христа осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть нечистую силу. Считалось, что эти костюмы оскверняют людей, поэтому на Крещение ряженые должны были очистится купанием в реке.
Накануне «Старого Нового года», тринадцатого января устраивали так называемый щедрый вечер: готовили вареники с творогом или картошкой и ходили щедровать. Несколько штук обязательно были с мукой, солью, монетой или пустыми. Если вареник доставался с мукой – год обещал быть богатым, но тяжёлым, с солью – горьким. Пустой вареник сулил прозябать впустую, а с монетой – жизнь счастливую и долгую.
В святочные дни селяне ходили друг к другу в гости на праздничные посиделки. С собой приносили бублики, семечки, печеную тыкву, мочёные яблоки, арбузы и т.д. Перетирали все местные новости, сплетни, травили байки, играли, пели и плясали. У молодёжи игры были особенные - «целовальные», суть которых сводилась к подбору пар.
«Вот те крест!»
Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня. Вечер накануне назывался крещенским сочельником или голодной кутьёй. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды.
В крещенский вечер мелком или копотью свечи на окнах и дверях рисовали кресты. Дети шли в гости к своим крёстным и получили от них подарки, деньги и угощение.
В полночь ходили за водой на реку. Считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, а искупавшись в проруби в трескучие морозы можно было оставаться здоровым целый год.
Особенно в эти дни веселились дети. На замёрзшем Дону устраивали каталки: в лед вбивали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем носились по льду.
После окончания поста главным блюдом на столе был рождественский поросёнок или гусь. На стол подавали также окорок и домашнюю колбасу. Хозяйки пекли огромное количество пирогов, пирожков, булочек и кругликов - закрытых пирогов с мясом, с капустой и рыбьей икрой.
Смотрите также:
- Соловьиная ночь и блины-«лапотки». Что нужно знать о Вознесении Господнем? →
- Чистый четверг: история праздника и народные обычаи →
- Жители Дона готовятся к Пасхе →