Те, кто побывал «за ленточкой», не привыкли много говорить о том, что видели и пережили. Зачастую об этом не рассказывают даже самым близким. Лишь изредка те, кто вернулся из зоны СВО, могут скупо обронить, мол, пришлось несладко.
Но даже в самые тёмные времена сердца бойцов согревали посылки, хранящие тепло родного дома. А наиболее желанными для парней на СВО становились не техника или одежда, а детские открытки и чебурашки, связанные заботливыми руками. Именно этот персонаж почему-то стал символом любви к Родине и веры в победу. О работе гуманитарной миссии на Дону, о том, почему сейчас, как никогда, бойцам важна поддержка всей страны, Rostov.aif.ru рассказал руководитель инициативной группы «По зову сердца», житель Цимлянского района Александр Забазнов.
Проверка на прочность
В семье дончанина немало военных. В добровольческом формировании состоял его зять. Выполняя боевое задание в зоне СВО, он недавно получил ранение, поэтому сейчас находится дома, в Цимлянске. Но вновь рвётся на передовую, к товарищам. А много лет назад дядя Александра прошёл Афганистан. В семье хранят память и о прадеде, погибшем в годы Великой Отечественной. Он воевал на Украине…
«Мне кажется, что сейчас ситуация повторяется. Это своего рода экзамен для нового поколения. И мы просто обязаны пройти эту проверку. Мой прадед был рядовым, погиб где-то за Бахмутом. Когда всё завершится, я хочу поехать туда, найти его могилу, почтить память», – говорит Александр Забазнов.
В обычной жизни он водитель в районной администрации. Но очень важна для дончанина и гуманитарная работа: несколько раз в месяц Александр ездит к бойцам на передовую, чтобы снабдить их самым необходимым.
Два года назад в посылках было всё то, что жители сами хотели передать. Это экипировка, вода и продукты, детские письма и медикаменты. Теперь же сбор осуществляется преимущественно по заявкам, поступающим непосредственно от подразделений. Средства на закупку переводят неравнодушные граждане.
«Я не считал, сколько поездок уже совершил. Поначалу было сложнее, сейчас же возим помощь регулярно. Только недавно я вернулся из очередной поездки. В нашей группе всего около 600 человек – это люди со всей России. Но активность проявляют 100-150. К сожалению, сейчас люди меньше вовлечены в работу гуманитарной миссии. Но расслабляться нельзя: важна помощь каждого. И именно сейчас настало время вновь всем сплотиться, чтобы поддержать наших бойцов», – считает Александр.
«Не страшно только дуракам»
Ездить «на ноль» он стал ещё в 2022 году, немногим позже после начала спецоперации. Уже тогда Александр плотно сотрудничал с районным военкоматом. И понимал, парням на линии соприкосновения очень нужна помощь с родной земли.
Иллюзий относительно происходящего у волонтёров нет. Забазнов признаётся, что все хорошо понимают, куда собираются.
«Не боятся только дураки, – подчёркивает Александр. – Но ведь парням там ещё страшнее. Много раз казалось, что нахожусь на волосок от смерти. Например, когда прямо надо мной сбили вражеский снаряд. В этот момент в голове пустота. Не думаешь ни о чём. Но вдруг откуда-то появляются силы ехать дальше. Просто берём и делаем своё дело».
Если первые посылки были адресованы конкретным бойцам, преимущественно из числа земляков Александра, то сейчас собирают для подразделений, сформированных из жителей самых разных уголков страны.
Команда сложилась несколько лет назад. Тогда пользователи интернета бурно обсуждали одно из нашумевших внешнеполитических событий. К дискуссии присоединился и Александр Забазнов. Выражая свою патриотическую позицию, он собрал единомышленников из городов России.
От политики перешли к более насущным вещам, создали чат-болталку. Благо, современные средства связи позволяют общаться людям, находящимся даже за тысячи километров друг от друга. А с началом спецоперации неравнодушные и инициативные россияне решили, что не останутся в стороне от происходящего: будут оказывать посильную помощь.
«Все волонтёры уже стали для меня большой семьёй. Это и Любовь из Волгограда, и Татьяна из Москвы, которая вяжет чебурашек, и сёстры Екатерина и Мария из Ставрополя, и Ульяна из Челябинска. Всех не перечислить! С несколькими девчонками мы встречались. У них нет родственников на передовой. Для нас помощь – это веление души. Поэтому мы и придумали такое название нашему движению», – поясняет Александр.
Кстати, плюшевых чебурашек бойцы разбирают на ура. Могут даже поспорить, кому именно и какой достанется. Тех, что поменьше, могут повесить на жилет или амуницию. Более крупные игрушки устанавливают на технику.
«Это такой символ! Он означает единение, патриотизм, вселяет веру в скорейшую победу!» – восклицает Александр.
По его словам, женщин в работе гуманитарной миссии больше. Вероятно, срабатывает материнский инстинкт: хочется поддержать парней, подарить им частицу домашнего тепла. Например, связать тёплые носки. А вот мужчины чаще помогают финансово. Состоятельные россияне нередко готовы переводить для помощи бойцам весьма крупные суммы.
«Имён своих эти люди обычно не называют. Скажу лишь, что это индивидуальные предприниматели, фермеры. К ним мы можем обращаться по любым вопросам. Как-то собирали средства на приобретение автомобиля повышенной проходимости. В нашем регионе по адекватной цене купить такой сложно. Но нам помог человек, который пригнал машину с Дальнего Востока», – говорит собеседник.
Муниципальные власти поддерживают инициативу Александра. Например, начальство может отпустить с работы, если Забазнову надо срочно везти гуманитарный груз бойцам.
«Командир может приехать ко мне в пункт сбора в Цимлянск. Или же отправить грузовой автомобиль, который встретит нас где-то в относительно безопасной зоне, чтобы перегрузить посылки. Но иногда приходится добираться непосредственно к передовой, когда до окопов чуть менее километра», – вспоминает Александр.
«Все родные»
Одна из поездок на передовую выдалась весьма необычной. Вместе с коробками и палетами в грузовой машине оказалась… жена одного из бойцов. Она так сильно соскучилась по мужу, который ушёл на СВО, что пробралась к любимому вместе с волонтёрами.
«Понять чувства девушки несложно, – уверен Александр. – Часто жёны готовы на всё, чтобы увидеть мужей. А тем более, если это дончанка, казачка, которой и горы по плечу. Сам я тоже родом с Дона, из станицы Красноярской. В моей семье тоже были казаки – люди служивые, которые не могли сидеть спокойно, когда товарищам нужна подмога. И я не хочу по-другому. Это зов сердца».
Глядя на то, что происходит на передовой, Александр заявляет: бездействовать нельзя. Сейчас настала пора вспомнить лозунг советских времён «Народ и армия едины!».
«Вот только отвезли посылку парням с Алтая. Сейчас мы завершили сбор для донских танкистов. Отвезём им инструменты, таблетки для обеззараживания воды. Но география обширная: ребята из Осетии, Дагестана, Урала, Мордовии. Чужих для нас там нет! Все свои, все родные».