«Вас только не хватало!» Вымрет ли профессия риелтора?

За одну сделку донской риелтор получает не меньше 70 тысяч рублей. © / Ирина Якунина / АиФ

В третью субботу декабря в России отмечается неофициальный профессиональный праздник — День риелтора.  И хотя народ этих специалистов порой недолюбливает, считая, что те безбожно заламывают за свои услуги, без посредников совершается меньше 20% сделок на рынке недвижимости. За счёт чего живёт эта профессия в современном информационном мире и чем риелторы действительно могут помочь?

   
   

«Мы не аферисты!»

Те, кто хоть раз покупал, продавал или разменивал жильё, знают, что процесс этот довольно выматывающий. В идеале, все хлопоты о сделке как раз и должен брать на себя риелтор, но на деле есть риск напороться на мошенника или любителя ободрать клиента, как липку.

Не добавляет спокойствия и криминальная хроника. Только в этом году на Дону риелторы несколько раз становились фигурантами громких уголовных дел. Например, в Аксайском районе под суд за обман клиентов на 27 миллионов рублей пошла руководитель агентства недвижимости. Обещая продать земельные участки, она оформляла фиктивные договоры купли-продажи, но брала у покупателей предоплату в размере 100%, а также незаконно переоформила на себя два земельных надела.

В Ростове суд признал организатора и девятерых менеджеров агентства недвижимости «Хоум Сейл» виновными в обмане более 350 клиентов. Агентство предлагало людям помощь в поиске жилья, но размещаемые им в интернете объявления о сдаче квартир по ценам ниже рыночных были вымышленными. При этом приходившие в офис для заключения договора клиенты связывались по телефону с якобы собственниками квартир, которые обещали показать жильё только после внесения предоплаты за первый месяц и заключения договора об информационном обслуживании. Когда же жертвы, не дождавшись встреч с «владельцами», возвращались в агентство и требовали возврата денег, им показывали пункт договора, согласно которому оператор услуг не несет ответственности за действия собственника жилого помещения. На всю страну прогремело и дело о «чёрных риелторах», которые крутили аферы с недвижимостью умерших людей в центре донской столицы.

«Сразу отмечу, что на выражение «черные риелторы» в нашей среде обижаются. Ну какое отношение к риелторам имеют аферисты? Их, действительно к нашему огромному сожалению немало, но тень мошенников падает и на законопослушных профессионалов. Радует, что сейчас ведутся работы по созданию единого государственного реестра агентов по работе с недвижимостью. Законопроект подразумевает также создание органа государственной власти, который будет регулировать эту деятельность. Риелторов обяжут обладать необходимыми знаниями законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимое законодательство, основ жилищного, земельного, гражданского законодательства. Всё это тем, кто ответственно трудится на рынке, знакомо и так, поэтому нововведение ждут и сами риелторы», — пояснила rostov.aif.ru Елена Кравченко, которая работает на ростовском рынке недвижимости более десяти лет.

 «Паразиты» на рынке

По словам риелтора, зачастую ей бывает обидно за профессию. Нелегкий труд посредника между покупателем и продавцом обесценивают, некоторые прямо говорят, что это всего лишь «паразиты» на рынке, но в любой сфере есть профессионалы и негодяи, причём как раз риелтора клиент волен выбирать сам, в отличии, например, от участкового врача или полицейского. 

«Некоторые, услышав цену услуги, фыркают, что сами всё сделают. Это либо фиксированная сумма, если договор с агентством, но чаще всего процент (3-5%) от стоимости продаваемой или покупаемой квартиры, зависит от сложности сделки. Как правило, не меньше 70 тысяч на руки. Но надо учитывать множество факторов, например, тот, что бывают мертвые месяцы, когда сделок нет совсем. В любом случае я таких людей, которые не хотят платить риелторам, не отговариваю, но не понимаю, как можно, совершая покупку за несколько миллионов рублей, доверять советам из Интернета. К тому же мы можем помочь ускорить получение необходимых документов или разобраться с ипотекой, в рамках закона, естественно. Например, я очень внимательно изучаю банковские предложения, на днях помогла клиенту отбить опции, которые ему совершенно не нужны, сэкономив 0,8%. Если посчитать, во сколько они вышли бы за 15 лет, то сумма набежала бы ощутимая. И, самое главное, мы являемся буфером между клиентом и десятками человек, с которыми ему пришлось бы взаимодействовать в одиночку. Если учесть, что народ сейчас довольно нервный, то риелторам нужно еще молоко за вредность выписывать», — улыбается Елена.

   
   

Коллегу поддерживает сотрудница крупнейшего агентства недвижимости в Ростове Татьяна М., которая согласилась поговорить с нами на условиях анонимности.

«Историю о том, что риелторы никому не будут нужны, я слышу уже лет десять. Но, поверьте, без куска хлеба в нашем деле профессионалы не сидят, более того, некоторые едят его с красной икрой, несмотря на все штормы, которые то и дело испытывает рынок. Конечно, речь идёт о тех, кто пришёл на рынок недвижимости хотя бы лет шесть назад, новичкам сегодня трудно. Им приходится много бегать и много врать, чтобы заработать хоть какую-то копеечку. Старожилам проще, потому что у них есть уже послужной список, благодаря которому работает сарафанное радио, свои каналы и наработки. Забегая вперёд, отмечу, что на самом деле люди платят за большой запас прочности нервной системы риелтора и за их знания, как поднажать на людей. Сегодня действительно можно самому оформить сделку купли-продажи, но только если нет никаких проволочек. А нет их только с жильём в новостройке», — делится Татьяна. 

В её практике были случаи, когда ей в ручном режиме пришлось разбирать причины отказа банков в льготной ипотеке, вызванивая менеджеров из Москвы и устраняя ошибки самой системы, которая не пропускала разрешение на кредит. Сам клиент с этим никогда бы не справился, и, получив отказ в банке, просто ушёл бы.

«Самый сложный случай был, когда пришлось искать квартиру для мужчины с синдромом Дауна. У него умерла мать-опекун, но остался брат, который очень переживал за больного родственника и хотел, продав квартиру матери, купить жильё инвалиду в шаговой доступности от своего дома. Мне нужно было продать одну квартиру с обременением и найти вторую. Не буду вдаваться в подробности, но это был очень сложный процесс, начиная от работы с опекой, заканчивая поиском подходящей квартиры. Честно говоря, в конце я уже сама чуть было не отчаялась, но в итоге всё срослось. Кстати, именно отзывы этих клиентов привели мне ещё несколько человек, потому что людям нужна была помощь в сложных цепочках», — говорит она. И добавляет, что найти специалиста, которому можно было бы доверить ключ от квартиры, где деньги лежат, можно. Главное, чтобы цели клиента и риелтора не расходились. 

Кстати
Операции по сделке с недвижимостью можно совершить за один визит в МФЦ, где помогают составить договор купли-продажи и подают заявление на регистрацию прав собственности. Сотрудники многофункциональных центров составляют договор с учётом всех нюансов сделки: количества участников, рассрочки, материнского капитала и так далее. Важно, что на выходе получается юридически верный документ, который исключает любые риски, в том числе риск отклонения договора в Росреестре.