Кривые стены, вода в подвале. Чем может разочаровать переезд в новостройку

Построить новый дом качественно – долго и дорого. Поэтому застройщики часто ищут способы снизить себестоимость строительства. © / Ульяна Алфеева / АиФ-Ростов

Крыша течёт, стены кривые, на окнах конденсат, проводка искрит, двери картонные, лифты ломаются... Это только часть проблем, с которыми сталкиваются «счастливые новосёлы» ростовских новостроек.

   
   

Например, в Ростовской области жилья строят всё больше, цены на него всё выше. А вот качество не прос­то снижается – оно становится катастрофически низким. Почему это происходит? Куда обращаться собственникам проблемных домов? Помогают ли в особо сложных ситуациях власти? Выяснял rostov.aif.ru.

«После нас хоть потоп»

Помните, в фильме «Москва слезам не верит» героиня попала на запись «Голубого огонька», где все смеялись над комическими куплетами? Вот, например: «Чтоб снести старинный дом, динамита грянул гром. Не взорвался старый дом – рухнул новый за углом!»

В Ростове-на-Дону рушатся пока только старые дома, но свои 60-100 лет они отстояли. Грозит ли подобное долголетие новостройкам – большой вопрос.

Ольга и Алексей П. купили квартиру в ЖК с красивым названием «Звёздный». С заселением, правда, пришлось подождать – дом сдали с задержкой. Но долгожданное новоселье радости молодой семье не принесло.

«На первой же неделе нас затопило. Через три месяца квартиру снизу затопили уже мы. От соседей в чате узнали, что это обычное дело. Системы отопления и канализации, якобы, смонтированы неправильно. Но в УК говорят, что жильцы сами виноваты – не то открыли, не то покрутили, не то в унитаз смыли», – рассказывает Ольга.

Время от времени парковку в доме заливает канализация, лифты ломаются, а напор воды «гуляет». И если бы это были вопиющие проблемы одного дома. Ситуацию можно назвать типичной для новостроек. Жильцы высоток в Левенцовке жалуются на текущие крыши и затопленные подвалы. Собственники квартир на ул. Лелюшенко, 15, – на ломающиеся лифты и протечки. Жители новостройки на Еремёнко, 112/1, – на вечные потопы во время дождей. Воду в ливни все вместе собирают – спасают лестничные клетки и квартиры. В доме на ул. Воровского, 17/1, топит парковку. Список можно продолжать.

   
   

«Похоже, застройщики строят дома под девизом «После нас хоть потоп», а комиссии принимают их по принципу Вовки из Тридевятого царства «И так сойдёт!» – невесело шутит житель дома по пр. Нагибина Олег Притула. В его ЖК те же проблемы.

Пока гром не грянул

Но встречаются проблемы и посерьёзней. В ЖК West Side по ул. Стабильная, 3, стабильно нет электричества. Отключают его часто и надолго, бывало, жители сидели без света по 2-3 дня. Лифты стоят. Воды тоже нет – насос работает от электросети, как и отопление. Не на чем приготовить еду, дети не могут сделать уроки. Подобные проблемы на Пламенном, 5, Коблова, 4, и Волнистой, 25/7.

Ответственность за перебои с электричеством лежит на энергоснабжающей организации ООО «МеталлЭнергоРесурс», пояснили в ад­ми­ни­стра­ции Ростова-на-Дону и создали специальный штаб по стабилизации ситуации на ул. Стабильной и в соседних домах. Подключились прокуратура, следственный комитет, УФАС и Ростехнадзор. Ведутся проверки.

 Фото: АиФ-Ростов/ Андрей Трофимов

«Для подключения дома к электроснабжению доставлен электрогенератор, подключён по временной схеме. Проводятся мероприятия по выявлению дефектов на электросетях для дальнейшего устранения», – рассказали в мэрии. А УК объявила жильцам, что для переподключения дома к другой сети нужно 23 млн рублей.

Есть проблемы и в малоэтажном строительстве. В Волгодонске жители полусотни коттеджей по ул. Агатовой и Золотой купили дома, в проекте которых есть городская канализация. О том, что её на самом деле нет, жильцы узнали только, когда на строения закончился гарантийный срок.

«Мы и не подозревали о проблеме: за водоотведение платим горводоканалу. Застройщик строительство КНС не завершил, а пять лет сам откачивал канализацию. Теперь продукты жизнедеятельности вытекают из колодцев и текут по улице», – рассказывают домовладельцы.

Это ведёт к нарушению санитарно-гигиенических и экологических норм в районе, распространению инфекций. Учитывая серьёзность ситуации, собственники обратились в ад­ми­ни­стра­цию г. Волгодонска с просьбой помочь им довести систему КНС до рабочего состояния и передать её на баланс горводоканала. Стоит ли говорить, что такой возможности у города не нашлось? Гром же ещё не грянул…

Какое время – такие дома?

Высотки называют бичом современности. Скопление новых ЖК – это перегрузка инфраструктуры и усугубление транспортных проблем. По данным Ростовстата, только в прошлом году на Дону построено 37,4 тыс. квартир общей площадью 3 млн кв. метров – на 10% больше, чем годом ранее. Погнавшись за количеством, прибылью и красивыми цифрами в отчётах, все забыли про качество. Или забили?

«Строить качественно – дорого и долго. Между генподрядчиком и исполнителем может быть 2-3 посредника. Каждый хочет заработать. Нужно купить материалы, заплатить работникам и налоги, заложить прибыль. Тут ещё – то пандемия, то кризис, то санкции. Плюс инфляция. Поэтому бывает, что в смете одни стройматериалы, а по факту другие – дешевле. Экономят на всём», – объясняет инженер-строитель Ренат Аипов.

Недостатки часто обнаруживаются после заселения. Пока жильцы выясняют, что да как, субподрядчик успевает ликвидироваться, а гарантийный срок дома – закончиться. И люди остаются ни с чем.

Конечно, не все дома строятся плохо и не все застройщики уклоняются от устранения брака. Компания, которая дорожит своей репутацией, так делать не станет. Главное, такую найти. Ну, и быть готовым к тому, что качественное жильё будет стоить дороже.

Построить новый дом качественно – долго и дорого. Поэтому застройщики часто ищут способы снизить себестоимость строительства.

Виноват ли архитектор?

Последние 12 лет главные архитекторы в Ростове меняются раз в 1,5-2 года. Они или оказываются под уголовным делом, или уходят сами. Каждый раз власти города с трудом находят очередного главного архитектора, продлевая срок подачи заявок.

«Никто не хочет быть пушечным мясом», – объяснил один из ростовских градостроителей.

Антирекорд пребывания в должности у Игоря Репьева – 1,5 месяца (май-июнь 2017 года). Официально он ушёл в отставку по семейным обстоятельствам. Но, поговаривают, что он, якобы, отказался подписывать документы, которые могли стоить ему свободы.

Дело в том, что де-юре решение о выдаче разрешений на строительство принимает архитектор. Именно он ставит свою подпись на документе. Значит, ему и отвечать. Но архитекторы – люди подневольные, встроены в вертикаль власти.

В феврале 2019 года был задержан и отправлен в сизо главный архитектор Ростова Роман Илюгин. Ему грозило до 10 лет лишения свободы. В июне 2020 года его полностью оправдали, не найдя состава преступления. После этой истории, которая очень дорого обошлась Илюгину, он и сказал свою знаменитую фразу: «Не надо быть муниципальным служащим – это болото, из которого трудно выйти чистым».

ПРОГНОЗ
В ближайшие три года на Дону планируют ввести в эксплуатацию более 9 млн кв. м жилья.

Комментарии

Руководитель отдела продаж, риелтор Евгений Николаев:

– Низкое качество новостроек сказывается на спросе. Рынок вторичного жилья становится более привлекательным: цены там ниже, а риск купить кота в мешке меньше. За 3-5 лет эксплуатации дом себя уже покажет. Я советую выбирать жильё по году постройки. По опыту вижу, если дом построен в финансово благополучные годы, качество его выше, чем у построенного в годы кризиса.

Адвокат, кандидат юридических наук Елена Павлова:

– Государство не несёт ответственности перед граж­дан­ином, если тот купил квартиру в «плохом доме». Если миром спор с застройщиком уладить не удалось, разрешить его можно только в суде. Рекомендую все разногласия фиксировать письменно – собирать доказательную базу. Далее заказывать заключение строительного эксперта, на основании которого заявлять свои требования в суде.

КСТАТИ
Задача застройщика, как и любого коммерсанта, получить больше прибыли с каждого возводимого объекта. Один из способов – снизить себестоимость строительства.