Запрос на справедливость. Что делать с неравенством в Ростовской области?

Александр Фирсов / АиФ

Продолжим разговор о партиях, представленных в Законодательном собрании Ростовской  области. В редакцию «Аиф Ростова» приехал  первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству, председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

   
   

Законы не исполняются

Юлия Морозова «АиФ-Ростов»: Начнём с вашего выбора, почему он пал на «Справедливую Россию»?

Михаил Емельянов: Я с юношеских лет всегда выступал за свободу и справедливость, начинал в социал-демократической партии РФ, созданной ещё в 90-м году на излёте советской власти. Когда появилась такая сугубо социал-демократическая партия как СР,  я без сомнений вступил в неё. Я в ней уже 12 лет.

- Михаил Васильевич, говорят «политика - грязное дело», согласны с этим?

Фото: "Справедливая Россия"

- Там, где есть власть, всегда есть грязь. Я преподавал в университете, когда первый раз избрался депутатом в госдуму. Ко мне подошёл старший коллега, говорит: «Ты пошёл в грязное дело».  Я был молодой, горячий, отвечаю: «На учёном совете нашего факультета вы ожесточённо делите 10 рублей, интриги  и страсти кипят по поводу того, пойдёт ли ваш курс зачётом или экзаменом. Это может быть в любом коллективе, а уж тем более в Госдуме, где распределяются триллионы рублей.

Политика не более грязное дело, чем любая другая отрасль, просто масштабы другие. Если человек нечестен, то он будет  такой же в любом коллективе».

- Как вы оцениваете результат вашей партии на последних выборах в Законодательное собрание по сравнению с выборами в 2013 году?

   
   

-  Да мы ожидали больше, считаем, что потенциал  Ростовской области больше. С объективной точки зрения – результат неплохой, это то место, которое мы занимаем в регионе, в том числе и по стране. Все ошибки учли. Будем участвовать в выборах  губернатора в 2020 году. Кандидат? Пока не знаю. Посмотрим, кто будут соперники, чего будут ждать люди: респектабельного опытного политика или молодого человека-новатора. У нас есть любые кандидаты.

- Традиционный вопрос, а не боитесь, что с уходом лидера Сергея Миронова уйдёт из партии много сторонников?

- У нас не партия одного человека. К нам пришли прежде всего не под первое лицо, а по своим социал-демократическим убеждениям. Но мы надеемся, что Сергей Михайлович на своём посту останется ещё очень надолго, поскольку он пользуется огромным авторитетом и уважением членов партии.  Вообще же возраст членов партии - старший и средний, то есть люди вступали в СР сознательно.

- Давайте поговорим об острых проблемах Донского края?

- В нашем  регионе проецируются те же проблемы, что и в стране: падение реальных доходов населения, отчуждение граждан от власти, кстати, мы в ближайшее время начнём компанию за прямые выборы глав местных администраций. Только в этом случае руководитель муниципалитета будет чувствовать ответственность за тех, кто его выбрал, будет помнить, что перед новыми выборами ему надо выйти перед избирателями и отчитываться. А пока ситуация плачевная: качество муниципального правления вряд ли удовлетворяет кого-либо. Продолжу список проблем: социальное расслоение, недостаточные темпы экономического роста, попытки присоединения Аксая  и Батайска не считаясь с тем, какие потери понесут люди, там проживающие, дороги…Развал системы потребкооперации.

-  А что за проблема с потребкооперацией?

- На Дону её просто развалили. Во многих населённых пунктах только система потребкооперации обеспечивала людей товарами первой необходимости, да и сейчас она успешно действует в других областях. А у нас на селе люди вынуждены платить за товары первой необходимости дороже, чем в городе, а доходы у них меньше. Наша фракция в ЗС занимается этим вопросом и даже принят закон о потребкооперации, другой вопрос, что это не работает вот уже два года.  Будем добиваться контроля за право применением закона.

- Сейчас у депутатов нет контроля за исполнением законов…

- Да, это так. И мы считаем, что на государственном уровне необходимо установить контроль за право применением. Сейчас получается, что мы законы принимаем, а они не исполняются, чиновники просто плюют на них. Одна из идей которую я предлагаю – это  право толкования законов должно быть у того органа, который их принимает, у госдумы, заксобрания. Меры парламентского контроля должны быть расширены.

Кому жить хорошо?

- Самая больная тема сейчас  - социальное расслоение, бороться с этим можно?

- Опять же, на примере, ВУЗов, где я преподавал: ректоры, проректоры и  деканы получают сотни тысяч, у рядовых преподавателей  25 тысяч. И так везде… Решение, которое лежит на поверхности и его надо срочно принимать  - это закон о прогрессивной шкале налогообложения. Сейчас 13 % подоходного налога платят и богатые и бедные, но должна быть определённая прогрессивная шкала.

Есть даже закон, который мы вносили, если у человека доход более 2 млн  в месяц, то он  должен платить до 25 % налога. Эта мера  затронет всего 3-5 % населения, но  в казну будет ежегодно поступать до 500 миллиардов рублей. Это позволит сократить коэффициент Джини -  разница между доходами 10 % самых богатых и 10 % самых бедных. У нас он по официальным данным 14 %, а по неофициальным больше 40%! Общество при таком социальном разрыве не жизнеспособно. Это классическая предпосылка для социального взрыва. Другой законопроект, который надо принимать - это налог на роскошь. Но есть и более глубинные причины социального расслоения: неравенство провоцируется экономической политикой, есть отраслевое неравенство, территориальное. У москвичей средняя зарплата 80 тысяч, у псковичей 20 тысяч, ростовская область где-то посредине. Раз в десять различаются доходы в банковском секторе и сельском хозяйстве.

- Почему это происходит?

- Это прежде всего высокая ключевая ставка. Она выгодна только финансовому капиталу, импортёрам ширпотреба и сырьевикам. При этом высокая ключевая ставка депрессивна по отношению к сельскому хозяйству и промышленности – здесь стагнация, практически нулевой рост, низкие заработные платы даже у топ-менеджеров.  Поэтому у нас развивается финансовый сектор, импорт (до недавнего времени, сейчас в связи с санкциями там немного другая ситуация) и экспорт  сырья. В этих отраслях очень высокие доходы, в том числе, и у рядовых сотрудников.

- Центробанк объясняет повышение ключевой это борьбой с инфляцией, это не так?

- Они говорят, мол, будет много денег в экономике, то они пойдут на валютный рынок, и произойдёт девальвация рубля. Но главные валютные спекулянты – это наши банки, их осталось мало, и они все государственные. Так контролируйте их! А вы повышаете кредитную ставку, кредиты становятся неподъёмными. Итог – промышленность стоит, люди не получают заработной платы, реальные доходы падают. Многие удивляются: по ТВ рассказывают, что инфляция у нас 5 %, а в магазине цены выросли на 20%. Как так? При подсчёте инфляции учитываются и те продукты, которые в объёме потребления занимают 0, 1 %. Т.е. помимо крупы, молока и хлеба включаются и дорогие товары: часы, драгоценности, авто. Они-то и не дорожают быстро, а в итоге получается нечто среднее, температура по больнице. Вот и получается, что для тех, кто покупает гречку – инфляция 20 %, а для тех, кто дорогие авто – 5 %.

- Поговорим о бюджете, как обстоят дела в этом вопросе?

- Вот рассматриваем мы в Госдуме поправки к бюджету 2018 года,  у нас получается профицит 1 трл  800 миллиард рублей. В страну идёт 217 млрд, остальное  на запад. В текущем году мы уже 3 трл рублей из 18 отправляем на запад. Задаю вопрос Силуанову: «У нас некуда деньги девать? Он говорит: «Это на чёрный день. Вот наложат санкции, а у нас будут деньги». И это на фоне ситуации с Венесуэлой, которой банк Англии не отдаёт деньги, а США финансирует оппозиционеров. Помните, как Милюков  в 1918 году восклицал в думе: «Что это? Глупость или измена?». Вот мне тоже хочется  так воскликнуть… При этом мы фракция интеллектуальная, не будем залезать на броневик и протестовать. Депутат не должен кричать долой, а должен перевести политические претензии людей на язык закона. «Справедливая Россия» каждый год делает альтернативный бюджет, сопоставимый с правительственным, посчитанный до копейки, есть и альтернативная экономическая программа.