Николай Беловодченко: «Сити-менеджер не должен быть популистом»

В октябре в Ростове-на-Дону будут назначать си­ти-менеджера. О своих амбициях возглавить городскую исполнительную власть уже заявили несколько известных политиков. Однако шансов у них мало ещё и потому, что сити-менеджеру в своей деятельности меньше всего времени нужно уделять политическим баталиям. Зато он должен уметь решать конкретные проблемы города.

Об этом «АиФ-Ростов» поговорил с начальником Ростовской дистанции гражданских сооружений дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Северо-Кавказской железной дороги Николаем Беловодченко, который также рассматривает возможность своего выдвижения.    
   

Этот человек добился больших успехов на профессиональном поприще. Более десяти лет проработал в ОАО РЖД «СКЖД» и, начав с грузчика на ж/д станции «Ростов-западный», сделал к 35 годам хорошую карьеру. Он не просто занял высокую должность, но и привнёс массу нового в развитие отрасли, предприятия, региона, чему свидетельством многочисленные награды и грамоты.

Ирина Ароян, «АиФ Ростов»: Николай, на сегодняшнем административно-политиче­ском олимпе Ростова вы, можно сказать, тёмная лошадка, абсолютно не системный человек. Объясните, к чему вам понадобилась «расстрельная» должность сити-менеджера? Тем более, что двое предыдущих чиновников - Сергей Горбань и Виталий Кушнарёв - по­ки­нули свой пост отнюдь не под аплодисменты городского сообщества.

Николай Беловодченко: Полагаю, что должность сити-менеджера не «расстрельная», а ответственная. А критиков всегда достаточно. Возможно, мой ответ прозвучит пафосно, но я искренне желаю преобразить Ростов, сделать жизнь горожан качественнее, интереснее и разнообразнее. Полагаю, что мой богатый профессиональный опыт позволит это сделать. Возможно, в моём стремлении присутствует и некая доля ам­би­циозности в хорошем смыс­ле этого слова. Сегодня в городе сложилась непростая ситуация. А решать сложные задачи всегда интереснее. 

Богатейте с государством

- Сегодняшний Ростов - это масса нерешённых проблем. Какие, на ваш взгляд, первоочередные, и как планируете их решать?

- Во-первых, конечно же, это проблема общественного транспорта. Полагаю, что этот вопрос нужно детально проработать со специалистами и действовать, что называется «пакетировано»: забирая по тендеру прибыльный маршрут, транспортная компания в нагрузку должна получать менее лакомый кусок. Необходимо соблюдать баланс и ввести балльную систему оценки деятельности предприятий, а также организовать внутри автобуса комфортные условия для пассажиров. Например, кондиционирование, которое будет контролироваться дистанционно диспетчером и не будет отключаться водителем в ущерб пассажирам.

Ещё один первостепенный вопрос - остановочные комплексы. Полагаю, что в узловых транспортных точках города они должны быть тёплыми в зимнее время и охлаждаемыми в летний период, оборудованы системой wi-fi, банкоматами, кнопками SOS, торговыми помещениями. Нужно заниматься ливнёвкой, к решению необходимо подходить индивидуально и планово, произвести мониторинг всех проблемных мест по городу и составить план работы по устранению данной проблемы в среднесрочной перспективе. Обратить внимание на проблему с уборкой и утилизацией мусора путём привлечения бизнеса и инвесторов. 


Также нужно развивать внутренний туризм не только за счёт богатого наследия донской куль­туры, но и за счёт объединения соседних областей путём создания единого туристиче­ского кластера, к примеру, под названием «Золотое кольцо Кавказа». Но это отдельная большая тема для разговора. Я сам заядлый путешественник, объехал на автомобиле большую часть России и уверен, что донской столице и региону в целом есть чем гордиться и что показать гостям.

На самом деле у города масса нерешённых проблем, и каждая из них по-своему первоочередная. Считаю, что нельзя заниматься чем-либо одним в ущерб другому. Главное - не сидеть в тёплых кабинетах, а организовывать работу непосредственно на местах, в районах города.

   
   

Конкурс или выборы

- Сегодня ростовское сообщество горячо обсуждает, дол­жен ли сити-менеджер быть назначен по конкурсу или выбран напрямую горожанами. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

- Я выступаю за конкурсный отбор с прохождением тестирования. Ведь человек может обладать харизматическими качествами, но ему не будет хватать сугубо технических знаний и управленческих навыков для успешной работы городского хозяйства. Нужно хорошо разбираться в экономических и социальных во­просах, знать толк в инвестициях, налоговой системе. В случае же прямых выборов к власти нередко приходят не профессионалы, а популисты. И в современной истории тому масса отнюдь не положительных примеров.


Одной харизмой проблемы ведь не решишь. Сити-менеджеру прос­то необходимо знать технический язык, постоянно жить в этом городе и уметь сколотить вокруг себя команду профессионалов, где во главе угла будет стоять не личная лояльность, а умение ответственно и качественно организовать решение повседневных и проблемных вопросов. На мой взгляд, сегодняшняя система, при которой глава города, председатель Городской думы - это выборная должность, а сити-менеджер - назначенец, оптимальна.

Возможно, сегодня эта система работает не совсем правильно. Полагаю, что с конкретными проблемами нужно обращаться не к сити-менеджеру, а к мэру города, депутатам, которых выбрали на местах люди. А депутаты и мэр в свою очередь уже обязаны спрашивать с сити-менеджера о проделанной работе. Только в этом случае можно рассчитывать на грамотное распределение городского бюджета.

Вне системы

- Вы просто идеально вписываетесь в портрет сити-менеджера, нарисованный собственным пером: наличие технического, экономического, строительного и сити-менеджмент-образования, огромный и успешный хозяйственно-управленческий опыт. Но при этом, вступая в сложную конкурентную борьбу, не берёте в расчёт существенный фактор: вы абсолютно не системный человек - не лидер партии, не представитель действующей бизнес- или административной элиты. С одной стороны, это снижает шансы на успех. Но с другой - вы абсолютно в русле, я бы сказала, ми­ро­вого тренда. Не системные личности нынче в моде.

- Считаю, что сити-менеджер - это не политическая и даже не вполне административная фигура. Процентов на 60 это хозяйственник, на 30 - администратор и не более чем на 10 процентов - политик. Политическая фигура - это глава города, председатель Городской думы. А у сити-менеджера не должно быть никакой политической ангажированности. Это прежде всего, технический специалист, умеющий правильно подобрать команду и организовать работу, чтобы добиться максимально положительных результатов для города и его жителей.

- Иными словами, вы противник ручного управления?

- Полагаю, что у каждого члена команды должна быть строго обозначена зона ответственности и полномочий. Сейчас стало популярно говорить о кадровом голодании. На самом деле его нет. Есть огромное количество разумных людей, достойных профессионалов в своей области. Но я не сторонник того, что нужно сразу же выгонять преж­нюю команду. Ведь в послед­нее время на одну бумажку нужно ещё три, чтобы утвердить первую, и это очередная проблема, на которую необходимо обратить внимание. Горжусь тем, что когда я стал начальником предприятия, то за шесть лет работы не уволил ни одного заместителя, заставив своим вдохновением и опытом работать в унисон.

Мне удалось собрать вокруг себя сильную команду и вырастить на вверенном мне предприятии специалистов, которых массово приглашают работать в другие подразделения СКЖД и предприятия города. Опыт работы, накопленный годами, профессионализм людей, который дорогого стоит.

В мэрию на велосипеде

- Крупные чиновники за ру­бежом нередко ведут себя весь­ма демократично - ходят без охраны, пользуются общественным транспортом и даже приезжают на работу на велосипеде. Вы готовы столь тесно сблизиться с народом?

- Я чаще хожу на работу пешком. Особенно в зимнее время это очень приятно. Люблю ездить на велосипеде. Надеюсь успешно справиться с задачами сити-менеджера и сохранить свой обычный стиль жизни и привычки. А вот если ростовчане не будут довольны моей работой, придётся пересесть в бронированный автомобиль: на велосипеде тогда ведь не покатаешься - народ помидорами закидает.