В России обсуждается реформа системы муниципальной власти, наиболее близкой к простому россиянину. Что изменится и как это повлияет на сельские территории, выяснял «АиФ - Ростов».
Укрупнение территорий
В декабре Государственная Дума приняла новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Отзывы на него оставили региональные парламенты, в том числе Законодательное собрание Ростовской области.
Сейчас по закону местное самоуправление существует в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения, а также на территориях внутригородских районов в составе городских округов. Законопроектом же устанавливается только три вида муниципальных образований – городской и муниципальный округ, а также внутригородская территория города федерального значения (это актуально для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Новая реформа предлагает упразднить городские и сельские поселения, а соответственно и их глав. Изменения, по сути, означают, что муниципальные образования теперь будут создаваться с учётом численности и плотности населения. И если раньше достучаться до власти из районного хутора было возможно, просто записавшись на приём к главе сельского поселения, то теперь для решения вопроса придётся ехать дальше.
«Это делается для того, чтобы меньше заниматься проблемами на местах. Глава поселения – это почти такой же житель посёлка, он доступен, он постоянно внутри наших проблем. Даже в районном центре есть уже свои более первостепенные задачи, которые они решают в первую очередь. А из Ростова нас вообще не видно. Боюсь, их совсем перестанут замечать», – считает жительница одного донских посёлков Юлия Резниченко.
Однако в отдельных населённых пунктах сохранят систему территориальных органов местного самоуправления, а также институт старост сельских населённых пунктов. По предлагаемому законопроекту в структуре местной администрации может быть создан городской или муниципальный округ территориальных органов местной администрации.
То есть произойдёт существенное по количеству укрупнение территорий. Подобное уже наблюдалось в последние годы в Подмосковье – там 378 муниципальных образований сменили 64 городских округа. «Низовым», наиболее близким к людям, уровнем власти вместо поселкового станет районный.
При этом полномочия городских и муниципальных округов будут идентичными, также законопроект определяет полномочия региона и муниципалитета.
Село – первично
Часть законодателей уверены, что нововведение только ещё больше изолирует власть от обывателя плюс ухудшит уровень жизни в селе. Например, на обсуждении проекта в Совфеде глава комитета Госдумы по региональной политике и МСУ Алексей Диденко высказал мнение, что уход от территориального принципа организации местной власти может иметь негативные последствия: «Развитие российской государственности шло по пути формирования расселенческого каркаса поселений, и вытирание этого принципа из законодательства несёт серьёзные риски».
В донском Заксобрании склоняются к тому, что переход к новой форме управления пройдёт безболезненно, если учесть некоторые замечания. Так в отзыве на законопроект сказано, что переходные положения нуждаются в доработке: нет ясности пo исполнению полномочий глав на переходный период.
В главы – тремя путями
Также законопроект закрепляет три способа избрания главы муниципального образования. К привычному попаданию в сити-менеджеры через муниципальные выборы и выборы из состава местной думы добавляется новый: «представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации». При этом кандидатов должно быть не менее двух.
К поводам для отставки главы муниципального образования добавился ещё один: «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления».
Донские депутаты в своём отзыве указывают, что пункт требует уточнения и проработки, поскольку «создаёт предпосылки для необоснованного удаления в отставку» главы, который также возглавляет местную думу. Также в документе парламентарии регионального Заксобрания предлагают уточнить формулировку недостижения показателей.
Если значительных изменений не произойдёт, то в переходный период, с 2023 по 2028 годы, новых выборов глав не будет. А после того, как истечёт срок полномочий уже избранных органов местного самоуправления, село будет ликвидировано и присоединено к муниципальному округу. При этом, как утверждают законотворцы, муниципальных служащих увольнять никто не будет, они продолжат выполнять административные полномочия.
Стоит отметить, что курс на укрупнение задан давно, речь о создании Большого Ростова и даже Большого Таганрога заводят последние несколько десятков лет. В Аксайском районе поначалу активно выступали против присоединения к Ростову, но протесты со временем сошли на нет. И сегодня уже очевидно, что каждой деревней командовать будут практически напрямую из областного центра.
Мнение власти
Александр Ищенко, председатель Законодательного собрания Ростовской области:
– Областное законодательство приводится в соответствие с поправками в Конституцию. В связи с этим процессом в прошлом году были внесены изменения в 15 областных законов. В декабре Государственная Дума приняла закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», что очень существенно меняет правовую основу деятельности региональных органов власти, конструкцию полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения.
На смену принятому в 2003 году закону о местном самоуправлении в Государственную Думу внесён проект нового федерального закона о развитии местного самоуправления. С его принятием выстроится обновлённая модель единой системы публичной власти. Мы с вами обязательно примем участие в обсуждении нового федерального закона и механизмов его реализации.
Для нашего региона предстоящие преобразования не выглядят радикально революционными. Ведь мы в Ростовской области не отдалялись, сохраняли традицию взаимодействия. Мы не разрывали единую систему власти даже тогда, когда в федеральном законе эти вещи разделялись очень существенно.
И теперь наша задача – не только привести в соответствие областное законодательство, но и выстроить максимально безболезненный переход на обновлённую систему, извлечь плюсы для жителей Ростовской области от укрепления роли и обеспеченности полномочий городского и районного звена управления.
Мнение эксперта
Александр Роговенко, депутат собрания депутатов Щепкинского сельского поселения Аксайского района:
– С моей точки зрения, статьи данного проекта закона противоречат требованию ст. 12 Конституции РФ, где указано, что признаются и гарантируются органы местного самоуправления, которые самостоятельны в принятии решений и не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, ст. 3 ч. 3 указывает, что народ осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, не согласуется с Европейской хартией местного самоуправления о достаточном финансировании органов местного самоуправления для осуществления своих полномочий. Но вместо увеличения финансирования местных бюджетов убираются полностью сельские и городские поселения. С моей точки зрения, это ошибочное решение, так как увеличивается разрыв между властью и народом, нет связывающего звена, затрудняется получение жителями поселений различных справок и услуг, нет достаточного транспортного сообщения внутри муниципального района, нет понимания, сохранится ли сельское поселение как административно-территориальная единица, как будут формироваться новые избирательные округа и проводиться новые выборы депутатов. Ведь сельским депутатам виднее, на какие цели направить средства местного бюджета.