Карнавальное время. Уже полтора века в Ростове на праздники носят маски

pixel2013 / pixabay.com

Наверное, это покажется странным, но изначально слово «карнавал» не было связано с костюмированным балом.

В итальянском варианте оно звучало carne levare и переводилось, как «прощай, мясо».    
   

Ведь праздник с переодеванием, песнями и плясками проводился перед Великим постом. Однако в наши дни эта традиция перешла на новогодние дни.

О том, как Ростов карнавалил по праздникам в старину, и как карнавалит сейчас, рассказывает «АиФ на Дону».

Фото: pixabay.com

Морды, хари и личины

Главный атрибут карнавала - это маска. История её уходит в глубь веков: маски были и погребальными, и теми, которые должны были отпугнуть или обмануть не вовремя нагрянувшую смерть. Маски носили актёры театров. Маски использовали лекари Средневековья. У нас же история масок была непростой. Об этом «АиФ на Дону» рассказала заведующая отделом «Музей русско-армянской дружбы» Ростовского краеведческого музея Маргарита Соколова:

- На Руси маски традиционно назывались мордами, харями или личинами. Они надевались во время святочных дней, потому что считалось, что в этот момент вся нечисть спускается на землю. И защититься от неё можно было, надев маску. Это с одной стороны. С другой, ряженые в масках обходили дома, подсмеивались над обитателями этих домов, но в целом дело это считалось не совсем богодостойным, поэтому все, кто рядился в выморочные шубы и надевал масочные лица, на Крещение обязательно окунались в иордань, смывая с себя грех.

В России маски обрели популярность с конца XVIII века, а в Ростове с 60-80-х гг. XIX века. Тогда в городе уже проходили различные варианты балов - частные, домашние, общественные, которые проводились в коммерческих клубах. Случались и маскарады. Самые популярные персонажи: пираты, восточные танцовщицы, герои сказок. Все они надевали чёрные полумаски, которые закрывали лицо. В конце бала маски снимались, лица открывались и все узнавали друг друга.

Это описано достаточно хорошо: и в газетах, и в одноимённом рассказе нашего земляка Антона Павловича Чехова. Напомним, что начинается рассказ «Маска» так: «В X-ом общественном клубе с благотворительной целью давали бал-маскарад, или, как его называли местные барышни, бал-парей». Бал-парей (с французского  парадный бал) - это ещё один синоним маскарада.

   
   

С тех пор маски оставались в быту всегда. С возрождением такого праздника, как Новый год, уже в советские времена традиционно проводились карнавалы, где большая часть детей была в масках - медвежат, лисят, тигрят. Кто-то делал маски сам, а кто-то покупал. В СССР было хорошо налажено их производство...

Политкарнавал и его победители

О том, где и как делали маски, рассказала краевед Оксана Мордовина:

-  Я часто сижу в архивах и листаю газеты прошлого. Особенно люблю наш «Молот» - это старейшая газета Ростовской области. И вот мне попался номер за 1938 год. Заметка называлась «В клубе НКВД». Текст там очень незатейливый: дети сотрудников НКВД ждали Деда Мороза и цитирую «не раз восклицали звонкими и радостными голосами: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

Но больший интерес вызывает фото маскарада во Дворце культуры Ростовского паровозоремонтного завода им. Ленина. На снимке была группа детей в масках. Причём довольно необычных. У двух девочек полумаски, как в XIX веке, а у мальчика на голове сооружение из папье-маше. Видно было, что сделали это дети сами. Я начала искать, можно ли было купить в 30-е годы маску. Оказалось, что нет.  До 50-х годов это была редкость. А популярность к маскам - взрослым и детским - пришла только после фильма «Карнавальная ночь» (1956 г.). Тогда маски из папье-маше изготавливались артелями инвалидов Отечественной войны.

Интересно, что в то время проводились и политические карнавалы. Я выловила в сети выдержку из городской газеты «Сталинский путь» (от 6 января 1952 года). Там сказано, что «призы на политкарнавале получили костюмы и маски «Мир непобедим», «Сталинская конституция», «Канал Волга-Дон». Зло и остроумно высмеяли атомщиков-поджигателей войны в мире, Броз Тито, Чан Кай Ши…». Из всего перечисленного меня больше всего интересует маска «Канал Волга-Дон». С трудом могу представить, как она выглядела. И жаль, что авторов её найти уже не представится возможным...

Из королей - в нищие

Маски-масками, но давайте вернёмся к костюмам. Наряжаться в них люди начали примерно в то же время, когда стали прикрывать лица. То есть, очень давно. Короли переодевались нищими, белошвейки принцессами. А, к примеру, Первая мировая война принесла с собой костюмы военных и медперсонала. Вообще, по карнавальным костюмам можно изучать историю. На ум приходит сцена из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964 г). На параде-карнавале под бурные аплодисменты отдыхающих на импровизированную сцену выходят: Космонавт, Снегурочка, Кот в сапогах, Спартак, Серый волк, Зелёный горошек, Петушок в пионер­ском галстуке и Царский стрелец. Первое место заняла, конечно, приехавшая на тракторе царица полей Кукуруза.

Фото: АиФ/ Ксения Орлик

На самом деле, если отойти от иронии этого легендарного фильма, то карнавальные костюмы позднего советского времени не отличались многообразием: это были сказочные персонажи, представители фауны  или какой-то  профессии.

Когда хочется, а взять негде

Новое время принесло новые запросы. Классика приелась, хотелось чего-то яркого, свежего, а где его взять, если денег нет? На выручку мамам и папам пришла смекалка совет­ского человека. А также вырезки из журналов «Работница» и «Крестьянка», где из открыток делали «бамбуковые шторки», а из тапочек и полиэтилена резиновые сапоги. Что уж нам какие-то там костюмы!

- Это было уже значительно позже 90-х, но тоже во время кризиса, - вспоминает ростовчанка Анна Байкеева. - Мой сын и его друг увлеклись Бэтменами, Пауками и прочими американскими супергероями. И очень им хотелось носить такую форму, как у них. Не только на Новый год, а вообще. В магазинах готовые карнавальные костюмы стоили дорого, а у нас, как всегда, лишних денег не было. Но сыновья очень просили. Материнские сердца дрогнули и вот мы с подружкой ночью перед майскими праздниками, надев тёмные плащи и прячась от патрульных машин, пробрались на Театральную площадь и спёрли синий и красный флаги. Там тогда почему-то было много одноцветных флагов - не государственных, а так, для красоты.

Спёрли и сшили детям плащи! Папы соорудили им маски из картона. Сколько же было радости и гордости у наших детей! Прошло много лет, а этот эпизод стал одним из самых ярких воспоминаний о детстве.

Мода на хэнд-мейд

Сегодня китайский карнавальный костюм можно заказать в Сети даже за пятьсот рублей, а в больших магазинах лежат горы париков и шапок за сущие копейки. Но родители, которые в тренде, это не покупают. Они до сих пор шьют костюмы сами. Потому что это модно и потому что фото креатива потом можно выложить в Интернет.

Кентавры из двух пар маминых колготок, дровосеки из накидок на кресла, сороконожки из гольфов и капуста из рулонов обоев. Чего только нет!

Психологи говорят, выросшие снежинки и зайцы так компенсируют свои детские мечты. А родители оправдываются тем, что сегодня у бедных детсадовских и школьных педагогов такие огромные планы мероприятий, что хочешь - не хочешь, придумаешь и День Кентавра, и Новый год на Луне. Надо как-то выкручиваться и тем, и другим. Вот и крутятся.

Но может это и не плохо? Всё лучше, чем сидеть, уткнувшись в телефон? Собралась семья за столом, растянула рулон обоев или брезента, начали резать, клеить, вышивать. Если костюмчик сядет - хорошо, а если не сядет - то сорвёшь хайп в Интернете.

Такое у нас, знаете ли, наступило время - карнавальное.