Непрозрачное дело. Как зарабатывают на госзакупках в Ростовской области?

Частник заинтересован в прибыли, а не в пользе для общества. © / www.pexels.com

Ростов и область показали далеко не лучшие результаты в национальном рейтинге прозрачности закупок за 2021 год. Независимый аналитический центр определил донскую столицу на 54-е место из 84 городов, а регион занял 51-ю строчку из 85.

   
   

Деньги своим?

Эксперты центра проанализировали информацию о закупках по 43 критериям: доли расторгнутых контрактов и нарушений, несостоявшиеся аукционы, общее число поданных заявок и т. д.

Например, число поставщиков, допущенных к конкурсу – один из основных показателей уровня конкуренции в системе закупок. Государству выгодно привлекать много компаний, чтобы в битве за контракт они снижали начальную максимальную цену закупки. Если в аукционе участвуют мало поставщиков, это может указывать на влияние коррупционного фактора.

В августе 2021 года Федеральная антимонопольная служба нашла нарушения в конкурсе на постройку детского хирургического центра в Ростове. Сначала тендер выиграла Южная строительная компания, которая ранее неоднократно сотрудничала с правительством региона. ЮСК строила музей «Россия – моя история», парк на левом берегу Дона, а также вскоре будет ремонтировать ЦГБ № 1 имени Семашко за 503 млн рублей.

Однако на несправедливые итоги аукциона по хирургическому центру пожаловалась Группа компаний «ЕКС». Ярославская фирма предложила на 30 млн меньше, но власти всё равно отдали предпочтение донской компании. ЮСК получила лучший балл в части числа контрактов по строительству и реконструкции, хотя у «ЕКС» 175 таких проектов против 13 у ЮСК. В ФАС жалобу признали обоснованной, решение комиссии пересмотрели. После этого донским властям пришлось заключать контракт с ярославской компанией.

Картельный сговор

Нередко участники аукционов и сами ведут нечистую игру, используя разные уловки. Например, компании организуют картельный сговор и искусственно занижают цену контракта для получения максимальной прибыли.

В ноябре по этому поводу на 55 млн оштрафовали две донские фармацевтические организации – «Данта» и компанию «Органика». Ростовская ФАС обнаружила, что они почти три года реализовывали антиконкурентное соглашение и успели поучаствовать в более чем 170 закупках на поставку препаратов.

   
   

Под конец прошлого года Федеральная антимонопольная служба России вновь рассмотрела признаки картельного сговора, в который могут быть вовлечены пять крупнейших дорожно-ремонтных компаний Ростовской области. Проверки при поддержке силовиков прошли в офисах Таганрогского ДСУ, «Т-Транс», «Ростов­Авто­ДорСтроя», Ростовского ДСУ и «Дорспецстроя». Также сотрудники ФАС изучили документацию минтранса региона. В самом министерстве в заговор компаний не верят. Пресс-секретарь Алексей Зоть­ев сообщил, что картельный сговор невозможен из-за современной процедуры госзакупок, а обыски – обычная процедура, которая часто происходит после жалоб фирм, не выигравших госконтракт.

«ФАС вынуждена проверять торги, мы вынуждены предоставлять документы. Практически по всем закупкам, с которыми связаны проходящие проверки, были разбирательства. Но нет судебных решений, что был картельный сговор или закупка прошла с нарушениями, суд принимал сторону министерства», – сообщил Зоть­ев.

Примечательно, что не прошло и месяца, как минтранс разыграл три контракта на содержание донских дорог межмуниципального и регионального значения. Объём финансирования госзаказов превышает 3,5 млрд рублей. Один из контрактов достался фирме «Т-Транс», которую ещё недавно проверяла ФАС.

Организация получила контракт на 1,78 млрд рублей. В такую сумму власти оценили содержание 3,61 тысячи км дорог. Известно, что компания появилась в конце 2020 года, но сразу же стала выполнять крупнейшие госзаказы на миллиарды рублей.

Остальные два контракта на два млрд рублей выиграли «РостовАвтоДор» и Зерноградское ДРСУ, принадлежащие правительству. Все три фирмы получили госконтракты, потому что были единственными участниками проводимых аукционов.

Комментарий
Старший партнёр адвокатского бюро «Михайленко и партнёры» Олег Михайленко: – Эта система изначально заточена на коррупцию. Причин её нежизнеспособности много – экономические и политические условия, а также природа человека. Чтобы прекратить воровство бюджетных средств через госзакупки, нужно просто полностью отказаться от этой системы. Я считаю, что частного собственника допускать к бюджетным средствам категорически нельзя. Ведь у него главная цель – это прибыль и сверхприбыль, а не интересы общества и государства. Не будем забывать цитату, которую приводил ещё Карл Маркс: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради прибыли в 300%». Мы с вами платим налоги и рассчитываем на то, что эти деньги пойдут на общее дело. Однако при современной системе госзакупок часть этих средств в виде прибавочной стоимости идёт в карман частного собственника. Сбивая цену на торгах, подрядчики понижают качество работ. Отсюда мы имеем плохие дороги, школы, больницы и т.д.