Добро пожаловаться! Что делать, если вам подсунули некачественный товар?

Анна Городкова / АиФ

Неправильные ценники в магазинах, испорченный товар и истекший срок годности продуктов остаются головной болью российских потребителей. Но, несмотря на стереотип, что связываться с нерадивыми продавцами себе дороже, в большинстве случаев свои кровные можно вернуть обратно.

   
   

Во Всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, rostov.aif.ru выяснил, куда и как жаловаться, если поход в магазин обернулся расстройством.

Общество потребления

Сразу отметим, что жителям Ростовской области, можно сказать, ещё повезло. Донской край несколько лет подряд входит в тройку регионов-лидеров по уровню защищенности потребителей, и в прошлом году переместился с третьего на второе место в этой сфере.

Дело как в бойких дончанах, которые не стесняются закатывать скандалы хамовитым продавцам, так и в региональной программе по защите прав потребителей. Её приняли ещё в 2008 году, когда область стала первой среди других субъектов Российской Федерации, где решились на такой эксперимент.

Сейчас на Дону работает десять общественных приёмных, в которых пострадавшим людям бесплатно помогают подготовить претензии и жалобы, исковые заявления в суд, объясняют, какие документы необходимы и какова схема действий. В прошлом году за такой помощью обратилось более трёх тысяч человек. Специалистам общественных приемных удалось вернуть обманутым и обиженным покупателям во внесудебном порядке споров свыше трёх миллионов рублей.

Возвращали самые разные суммы, от двухсот рублей до нескольких десятков тысяч. А юридические консультации в 2022-м по телефонам горячей линии и электронной почте получили более 1200 потребителей.

Юристы, которые помогают дончанам отстаивать свои права, признаются, что статистика была бы ещё лучше, если бы люди не ленились бороться за каждый свой рубль. Очень многие спускают на тормозах, купив просроченный продукт, испорченную вещь или получив некачественную услугу, особенно, если речь идёт о не очень больших суммах. Мол, не судиться же за пятьсот рублей. Но и эти деньги порой можно вернуть одним звонком.

Как рассказал rostov.aif.ru юрист Центра защиты прав потребителей Евгений Мишунин, ему и его коллегам приходится, в основном, консультировать людей по двум вопросам: когда человек купил некачественный товар и когда остался недоволен услугами. И в том, и в том случае помочь проще при наличии чека или договора. Если на руках нет ни того, ни другого, то бороться за свои права будет сложнее, поэтому не стоит пренебрегать простыми правилами потребительской безопасности.

   
   

Копейка рубль бережёт

Напомним, с сентября прошлого года вступили в силу изменения в статье 16 российского закона «О защите прав потребителей». Одна из самых главных поправок - более конкретная формулировка: «недопустимые условия договора». Принципиально изменился подход к защите прав потребителей. Если раньше недействительность договора нужно было доказывать в суде по факту причинения вреда или защите прав потребителя, теперь же риск для потребителя предусматривается в самой сделке.

Для продавца установлены запреты и условия, которые в договор включать нельзя ни при каких обстоятельствах. Например, теперь покупатель может свободно выбирать, что делать с товаром, если он не подошел: вернуть, обменять, устранить недостатки за счёт продавца или уменьшить стоимость. А раньше магазины могли диктовать свои условия, разрешая, допустим только обмен на аналогичный товар.

Также теперь продавец обязан возвращать предоплату в любом случае, а не по своему усмотрению. Нельзя и навязывать услуги сверху, когда, продавец по собственной инициативе сделал лишнюю работу, а потом неожиданно выставил за неё счет.

«Поправок в законе довольно много, и все они ещё больше защищают покупателя. Единственное, повторюсь, необходимо иметь на руках договор или чек. С ними можно разрулить, практически, любую ситуацию. Из последних примеров – мы вернули женщине деньги за дорогие кожаные сандалии спустя пару месяцев. Обувь развалилась в процессе носки, но из-за чека спор решился довольно быстро и в её пользу. Также недавно к нам обращался мужчина, который заказал перевозку нескольких ящиков тушёнки в стеклянных банках. Тара не выдержала быстрой езды по нашим дорогам, и в итоге приехало месиво из мяса и стекла. Но, к счастью, на руках у него был договор, и перевозчику пришлось возместить ущерб. Так что не бойтесь защищать свои деньги и права», — пояснил юрист.

Кстати
Роспотребнадзор открыл горячую линию по вопросам защиты прав потребителей, которая будет работать до 25 марта. В ведомстве сообщили, что специалисты ответят на вопросы, касающиеся закона о защите прав потребителей, помогут оформить претензии в адрес организаций, а также расскажут об особенностях проведения проверок в период действия моратория на надзорные мероприятия. Консультацию можно получить по телефону единого консультационного центра ведомства: 8-800-555-49-43.