Больше 20 лет опыта работы – у компании «Бок-Дон», которая занимается растениеводством в Боковском, Советском и Шолоховском районах Ростовской области.
Председатель компании Иван Петрович Лиховидов – агроном с большим стажем. Он руководит предприятием четыре года, но прекрасно знает историю возглавляемой агроструктуры.
Смена стратегии как фактор успеха
«В 2001 году Борис Вечеркин, Николай Макевнин и Виктор Мельников объединились, чтобы создать крупяной цех и заниматься изготовлением пшена. Эта каша, как известно, очень сытный и полезный для здоровья продукт. Поэтому пшено, полученное из донского проса, пользовалось популярностью, особенно в армии, в системе ГУ ФСИН. Однако, со временем отечественные поставки стали заменять импортными из Китая и Вьетнама. И вряд ли ситуация сильно поменяется из-за санкций», – считает Иван Лиховидов.
Снижение интереса к отечественному просу заставило основателей «Бок-Дона» поменять стратегию деятельности. Выбор был сделан в пользу выращивания озимой пшеницы как основной культуры. К тому времени вместо 300 гектаров, которые принадлежали хозяйству, площадь обрабатываемых земель увеличилась до 6 тысяч гектаров за счёт арендуемых участков у владельцев других земельных паёв. Это позволило развернуть полноценную деятельность в сфере зерновых культур.
«По-прежнему твёрдо стоим на растениеводстве. Помимо пшеницы, выращиваем подсолнечник, а также те культуры, в которых заинтересованы пайщики участков. Так, в рамках соблюдения договоров аренды сеем ячмень, просо, фуражное зерно, выращиваем однолетние травы на сено. Перечень культур и необходимые объёмы ежегодно обсуждаются с пайщиками», – подчёркивает важный деловой момент председатель компании «Бок-Дон».
Борьба за внимание владельцев обрабатываемых земельных наделов – это здоровая конкуренция. Она нисколько не мешает передаче опыта и тонкостей работы.
Он считает, что выстроить надёжные взаимоотношения с пайщиками – лишь часть работы на пути к успеху. Крепкое аграрное хозяйство сегодня основывается ещё на нескольких китах: механизации труда, решении кадрового вопроса и соблюдении агротехнологий.
Земля – живой организм
Отношение к земле, по мнению Ивана Лиховидова, должно быть в определённом смысле философским: «Как к живому организму, если что-то берёшь, то будь добр, возвращай. В тандеме ты – мне, я – тебе можно говорить о том, что нам этого хватит на века. Если же только брать у земли, ничего не возвращая, то очень быстро можно стать банкротом. Произойдёт истощение. Ты сам накоротке почувствуешь, как силы у земли иссякли и тебе ей дать нечего больше».
Агротехнологии в «Бок-Доне» предпочитают использовать классические. Хотя и новинки применять пробовали. Они едва не стали причиной обнуления предприятия. Иван Лиховидов считает, что разгадка кроется в особенностях климатической зоны севера Ростовской области. Второй момент, по его словам, надо быть фанатом внедрения нового, чтобы не задумываться о рентабельности. Это может позволить себе не каждое хозяйство. Ведь конечная цель любого труда – достойная оплата.
В штате «Бок-Дона» – 26 специалистов и ещё 5–7 человек ежегодно привлекаются дополнительно на период уборки урожая. Средний возраст – 35 лет. Это очень неплохо по сравнению со многими хозяйствами, где жалуются, насколько неохотно молодёжь идёт работать в сельское хозяйство. Иван Лиховидов рад, что такой проблемы у «Бок-Дона» нет, но в целом не считает её решённой.
Подчёркнуто уважительно говорит о каждом работнике. В вопросе кадров руководитель хозяйства категоричен: «Для нас важен человек по отдельности и весь коллектив в целом. Потому что профессиональная ценность специалистов и психология взаимоотношений внутри коллектива – это результативность работы всего хозяйства».
Сейчас самая жаркая пора у механизаторов. Их каждодневный тяжёлый труд с 6 утра до 23 часов мы ненадолго прерываем ради короткого репортажа.
Валентин Михневич, самый старший среди механизаторов, представитель семейной династии: «Работаю с детства, как и мои родители. После армии сел на комбайн – люблю технику. Есть, конечно, большая разница между той, на которой начинал трудиться, и нынешней. Мой первый комбайн «Нива» – без кондиционера. Пыль, жара… Сейчас совсем другое дело».
Александр Попенко, механизатор, представитель семейной династии и отец троих детей: «Работаю в хозяйстве 16-й год. Мой отец всю жизнь проработал на полях, ещё в колхозе Боковском трудился: и механиком, и на тракторе, и на комбайне. Иду по его стопам. Мне нравится убирать хлеб. Надеюсь, этот интерес разделит мой младший сын, приезжает сейчас. Катается со мной». Кстати, он благодарит руководство за то, что пересел на новый комбайн. Работать на современной машине стал с ещё большим удовольствием.
В хозяйстве трудятся также два брата Ясиновских – Андрей и Николай, один – водитель, другой – комбайнёр. Более семи лет водит машину опытный шофер, казах по национальности Николай Байкулев. Отпуск у водителей и комбайнёров зимой, особенно никуда из родных краёв не выезжают, почти все болеют охотой и рыбалкой. А она в этих местах отменная.
Зерновые сюрпризы
О конкретных цифрах урожайности в текущем сезоне председатель «Бок-Дона» предпочёл не говорить. Посчитал нескромным озвучивать их в период уборочной кампании: «Кое-какие сюрпризы – и положительные, и отрицательные во время уборки всегда встречаются». Но в целом, по мнению руководителя хозяйства, этот год по валовому урожаю зерновых будет чуть-чуть лучше прошлого сезона.
«К сожалению, урожай хуже по качеству зерна. Хотя мы соблюдали все агротехнологии, без фанатизма, конечно, но по уровню на порядок выше, чем в 2021 году. Возможно, на структуру и качество зерновых повлияла погода», – уточняет Иван Лиховидов, агроном по образованию.
Анализ результативности, как обычно, будет проведён после завершения уборочной страды. Это любому хозяйству необходимо, чтобы выбрать тактику на следующий сезон. Единственное в ней, что невозможно предугадать, погодные условия. Это и есть главный риск аграрной отрасли. Если, конечно, не считать западные санкции и российские контрмеры как дополнительные факторы нестабильности в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Руководитель «Бок-Дона» подчёркивает, что к ответным мерам России на экономическое давление со стороны коллективного Запада на предприятии относятся с пониманием. Хотя аграриям пришлось непросто в момент подготовки к севу. Да и сейчас не все вопросы удалось решить.
В числе главных трудностей Иван Лиховидов называет проблему подорожания запчастей и их логистику. Выручило, по его словам то, что в хозяйстве дефектные ведомости по оборудованию и сельхозмашинам обычно готовят в ноябре-декабре – сразу после окончания уборки. Поэтому к 24 февраля, когда стартовала спецоперация, а с ней и новые волны санкций, «Бок-Дон» уже успел провести и оплатить крупные закупки необходимых деталей. Это позволило закрыть 80% потребности хозяйства в запчастях.
Собственный автопарк грузовых машин компании на 90% состоит из КАМАЗов-«сельхозников» и бортовых машин. Есть также 6 зерноуборочных комбайнов «Glass» Tucano 450, производство которых локализовано на Кубани. Имеется 4 тяжёлых трактора «Glass» – по 350 лошадиных сил каждый и 5 тракторов марки «Беларусь». В наборе с прицепными орудиями этот объём механизации позволяет хозяйству самостоятельно и оперативно решать все вопросы текущей деятельности.
Сейчас, пока идёт страда, компания присматривается к рынку запчастей с прицелом уже на будущий сезон. Но активных действий пока не предпринимается. В любом случае, планируется сохранить принцип: готовь сани летом, а технику для уборки – зимой.