В Ростовской области задержан 44-летний фермер Р. Л. Мужчину заподозрили в использовании рабского труда. Он требовал от невольников не только послушания и выполнения конкретных функций, но и жаждал тотального поклонения.
Что ещё известно о «ходячей иконе» и как удалось освободить людей из трудовой зависимости, выяснил Rostov.aif.ru.
Лечился в психбольнице
Рабовладельческий строй в масштабах небольшой фермы в хуторе Слава Труда Аксайского района решил восстановить 44-летний житель города Азова Р. Л. Как уточнили представители волонтёрского движения «Альтернатива», которое занимается освобождением людей из трудовой зависимости, Р. Л. ранее был судим за мошенничество и похищение людей.
Как уточняет новостной канал Shot, Р. Л. также находился на принудительном лечении в психиатрической клинике. Однако смог сбежать. После этого его объявили в оперативный розыск.
В сараях, где размещались рабы, отсутствовала мебель. Вместо обоев — голые кирпичи.
Кормили невольников скудно: по два ломтя хлеба на завтрак, самая дешёвая колбаса — на обед, а вечерами давали похлёбку. Люди, ставшие жертвами трудовой зависимости, верили, что «Раджа» однажды заплатит им обещанные деньги — по тысяче рублей за смену. Как в притче про ослика и морковку.
После освобождения несчастных из трудового рабства пять человек написали заявление в полицию. Освобождённые женщины (это жительницы Сальска и Азова) уже добрались домой. Но нашлись и те, кто остался на ферме — идти им оказалось некуда...
До десяти лет колонии
«Батю» уже задержали. Сейчас его допрашивают донские следователи. Уголовное дело возбудили по статье об использовании рабского труда (пункты «а», «д» части 2 статьи 127.2 УК РФ).
Как прокомментировал Rostov.aif.ru адвокат Сальского филиала № 1 Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова Наталья Бестаева, за такое преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до 10 лет.
В юридическом сообществе известно, что такое явление, как использование рабского труда, распространено широко. Но подобные дела редко доходят до суда. Людей заставляют работать на полях, на кирпичных заводах, на фермах с животными. Многие добровольно готовы трудиться за кусок хлеба, их устраивает какой-никакой, но кров. Невольники отказываются говорить, что в отношении них «рабовладельцы» принимают насильственные меры. И соглашаются с неадекватными условиями, которые не соответствуют нормам Трудового кодекса, без выходных, без отпусков и больничных. Люди не понимают, что ущемлены в правах, и не хотят писать заявление.
Что касается истории с Р. Л., то есть вероятность, что его признают невменяемым. Однако это установит только суд.
«В рамках уголовного дела может быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза (амбулаторная или стационарная) в отношении подозреваемого, у которого выявлены психиатрические заболевания или он состоит на диспансерном учёте, для определения его психического состояния на момент совершения преступления или после его совершения. На разрешение экспертов ставятся вопросы: страдает или страдал ли подозреваемый каким-либо психическим заболеванием, понимал ли значение своих действий и мог ли руководить ими. Если, согласно заключению экспертизы, он будет признан невменяемым, то к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера», — пояснила адвокат.
По этому делу, скорее всего, фермеру дадут реальный срок, но пока нельзя прогнозировать, сколько именно лет. Поскольку санкциями статьи предусмотрено минимальное наказание в виде трёх лет лишения свободы, а заявления написали пять, а не 18 человек, можно предполагать, подчёркивает адвокат, что наказание составит четыре-пять лет. Но окончательное решение примет только суд.
Ищут других пострадавших
В день, когда в следственном отделе должна был проходить очная ставка между задержанным фермером и освобождёнными из-под его гнёта рабами, к зданию пришли товарищи «Бати». Об этом сообщает канал Don Mash. По версии издания, толпа снимала бывших узников фермы на камеру, а также пыталась уличить каждого из них в клевете.
«После этого некоторым потерпевшим стало страшно давать показания о том, как их спаивали и держали в заточении», — уточняет канал.
Однако в региональном следственном управлении эту информацию опровергли:
«Распространяется недостоверная информация о противоправном поведении в отношении потерпевших со стороны знакомых фигуранта во время проведения следователем СКР следственных действий».
Кстати, алкоголь в этой истории играл не последнюю роль. К одиноким мужчинам и женщинам, которые шатались по вокзалам и скверам, подсаживались «доброжелатели», втирались в доверие, предлагали выпить и обещали помочь с работой. Жертвы, принявшие на грудь, тут же «отключались», а просыпались уже «на точке» — без денег, паспортов и средств связи.
Как прокомментировали ситуацию в пресс-службе следственного управления СК России по Ростовской области, сейчас решается вопрос об избрании Р. Л. меры пресечения в виде заключения под стражу.
«В ходе очных ставок, проведённых следователем, потерпевшие уверенно указали на задержанного как на лицо, причастное к совершению преступления. В настоящее время ему предъявлено обвинение», — пояснили донские следователи.
Оперативники продолжают работу по поиску других пострадавших от действий Р. Л.