В Южном окружном военном суде Ростова 7 августа должно было состояться очередное заседание в отношении более 20 участников запрещенного украинского нацбатальона. Из них девять — женщины, которые работали поварами. Из-за этого в СМИ их прозвали «поварихами Азова*». На этот раз судебный процесс закончился, не успев начаться. Причина — смерть одного из подсудимых.
Подробности резонансного дела — в материале rostov.aif.ru.
Счастливые подсудимые
Изначально на скамье подсудимых должны были оказаться 24 украинских боевика, которых обвиняют в «насильственном захвате власти» и «участии в деятельности террористической организации». Но ранее двоих военнопленных — Давида Касаткина и Дмитрия Лабинского — обменяли на российских солдат. Ещё один фигурант дела — Александр Ищенко, вступивший в националистическое подразделение вскоре после начала СВО, — скончался в СИЗО-5. О его смерти стало известно 31 июля. Предварительная причина — сердечный приступ.
Таким образом, к 10.00 утра 7 августа на заседание должны были доставить 21 участника дела. Мужскую половину подсудимых довезли до здания суда вовремя, но вот с женщинами возникли проблемы. Видимо, прекрасному полу требуется больше времени на сборы, даже если их перевозят из камер на суд. В итоге, в зал заседания защиту и прессу впустили только около 12.00 часов. К этому времени обвиняемых поместили в «аквариум». Адвокаты сразу подошли к своим подзащитным и начали с ними что-то обсуждать.Примечательно, что многие из подсудимых находились в хорошем настроении, улыбались и бурно общались друг с другом. Особенно активно вела себя женщина со светлыми волосами, на вид ей около 30 лет. Она была накрашена, с уложенной прической. Очень радостно общалась с одним из парней.
Вообще многие из боевиков оказались молодыми. Выделялся только один из мужчин — ему на вид лет 50-60. Он просто сидел на скамье подсудимых и наблюдал за остальными. Два парня отличались полностью татуированными руками, ещё один — аккуратно подстриженной бородой. Самый молодой — ему с виду лет 22-25 — не снимал кепку, вёл себя спокойнее остальных. Невозможно было не заметить и самую молоденькую девушку. Выглядела она совсем юной. Ей 22 года. Она не улыбалась. Ещё одна женщина очень долго разговаривала со своим адвокатом и плакала, вытирала слёзы платком...
Вскоре прибыли судьи — их было трое. Начался процесс. Буквально сразу судья заявил о смерти Ищенко. Оказалось, что теперь, чтобы закрыть или продолжить дело в отношении погибшего, нужно получить согласие от его родственников. По словам судьи, с женой Александра Ищенко пока не удалось связаться. В итоге, приняли решение отложить заседание на две недели — до 21 августа.
«Обычная работа»
В основном на скамье подсудимых жители Донецкой народной республики (ДНР). Большинство мужчин полностью признают свою вину и раскаиваются в содеянном. Некоторые фигуранты собирали и передавали ВСУ информацию о местонахождении воинских частей РФ и ДНР, обеспечивали охрану и оборону оккупированных территорий ДНР, вели боевые действия против Народной милиции.
А женщины добровольно вступили в «Полк специального назначения «Азов»*, где работали в должности «повар хозяйственного отделения». Они готовили и выдавали пищу участникам преступной организации.
Поварихи говорят в своё оправдание, что считали службу в «Азове»* обычной работой.
Так, муж одной из подсудимых ранее рассказал aif.ru, что его жена пошла работать в карательный батальон, потому что им нужны были деньги. Семья растит четверых детей, а в нацбатальоне женщине предложили хорошую зарплату — 20 тыс. гривен ежемесячно (это около 45 тыс. рублей).
Самая молодая из подсудимых, 22-летняя Владислава, — жена украинского солдата. Девушка стала поваром в войсковой части сразу после окончания техникума.
Самая старшая, 50-летняя Елена, раньше работала продавцом в магазине. Потом женщина подписала контракт с нацбатальоном.
«В бункере „Азовстали“ запасы еды заканчивались, и я боялась, что военнослужащие полка нас расстреляют, поскольку уже будем не нужны», — заявила Елена на предыдущем судебном заседании, в июне 2023 года.
По её словам, поварам удалось выбраться из бункера в момент, когда объявили тревогу «Воздух». «Азовцы» спрятались и не заметили, как сбежали женщины.
Всех фигурантов дела задержали позже — при разных обстоятельствах.
Кто-то сам пришел в полицию ДНР и сдался, кого-то взяли сотрудники Министерства внутренних дел ДНР в ходе оперативных мероприятий, кого-то поймали на Мелекинском блокпосту, а кто-то пытался смешаться с беженцами и сбежать из Мариуполя, но не успел: перехватили сотрудники Народной милиции.
Подробнее о судьбе поварих «Азова»* rostov.aif.ru писал ранее.
*- запрещен и признан экстремистской организацией на территории РФ.