Осторожно в cети! Топ-5 ловушек интернет-мошенников, поджидающих ростовчан

Жители Юга – одни из самых яростных поклонников сети, доля пользователей интернетом среди населения достигает почти 60%. Среди южан особенно популярны интернет-покупки, соцсети и онлайн-игры.

   
   
 Фото: Яндекс

Но вместе с популярностью интернета в регионе всё большее распространение получают и случаи обмана в Сети. О самых популярных мошеннических уловках, о том, как на них не попасться, обезопасить свои покупки и сберечь деньги на счетах «АиФ-Ростов» рассказала специалист Яндекс.Денег по вопросам безопасности Анна Ложкина

Мошенники на связи

Один из самых популярных маневров – когда один из злоумышленников звонит вам примерно с такими словами: «Добрый день! Меня зовут Константин, я представляю отдел по работе с клиентами вашего банка. Недавно у нас велись технические работы, ваш счет был временно заблокирован. Для разблокировки счета назовите, пожалуйста, ваши имя, отчество, номер вашей карточки и пин-код».

Ни в коем случае не попадайтесь на эту уловку! Сотрудники банков никогда не звонят своим клиентам с подобными просьбами, все нужные данные у них есть. Мошенники также могут попытаться выудить из вас кодовое слово, дату рождения и другую персональную информацию – при любых подозрениях на мошенничество тут же прекращайте разговор и при необходимости лучше сами перезванивайте в банк для выяснения обстоятельств.

Осторожно, соцсети!

Опасность может подстерегать в соцсетях и мессенджерах. Если вам по ВКонтакте или Skype вдруг пришло сообщение в духе: «Привет! У меня небольшие проблемы, не могла бы ты мне до завтра одолжить 1000 руб.?»,  –  убедитесь, что это сообщение написал именно ваш друг, а не мошенник со взломанного аккаунта. Уточните у друга, что случилось, задайте какой-нибудь проверочный вопрос, например, все ли в порядке с дочкой, сыном? (если у вашего друга нет детей, это будет для вас сигналом, что за него пишет кто-то другой). Мошенник скорее всего об этом не знает, поэтому сочинит небылицу.

Другой вариант – связаться с просящим о помощи любым другим способом: попробуйте, например, расспросить об обстоятельствах по телефону или как минимум написать в другой мессенджер. Может оказаться, что никакой проблемы нет, а главная проблема – это утерянный доступ к соцсети или мессенджеру, которым прямо сейчас пользуется злоумышленник.

Сообщения в соцсетях бывают не только романтическими. Не теряйте бдительности.  Фото: Shutterstock.com/ Africa Studio

Магазины-двойники

Помимо прочего сеть заполонили фальшивые интернет-магазины – злоумышленники просто дублируют сайты популярных магазинов и продают воздух. Попасть на такой сайт можно по манящему баннеру на каком-нибудь сомнительном ресурсе или из рекламного письма. Отличие адресов может быть всего в одном символе – к примеру, allexpress.com, а не aliexpress.com. Поэтому проверяйте адреса сайтов, а лучше ищите их через поисковик.

   
   

Оплачивая покупки в интернет-магазине, также проверяйте, чтобы в строке не появлялось странных знаков – мошеннические вирусы могут перебросить вас на поддельные страницы оплаты. И следите, чтобы в строке были символы https://, а не https:// - «s» свидетельствует о безопасности соединения.

Хорошо еще привязать карты к электронному кошельку и платить с него – так продавцу будут не видны данные вашей карты, для него это будет «кошельковый» платеж. Например, к кошельку в Яндекс.Деньгах можно привязать до 5 карт. Если сайт незнакомый, поищите о нем отзывы в сети.

Фальшивые авиабилеты

Вместе с интернет-магазинами крайне популярны стали и поддельные сайты авиабилетов. Мошенники действуют похожим образом – клонируют известные сайты, размещают объявления с заманчивыми скидками в 50-70% и наживаются на доверчивых пользователях.

Как правило, такие сайты живут всего несколько дней, рекламные предложения мошенники рассылают по почте, и после оплаты билетов даже умудряются присылать подтверждение брони. О том, что билеты фальшивые, вы узнаете уже только в день вылета у стойки регистрации в аэропорту. Поэтому будьте бдительны, не реагируйте на заманчивые предложения в рассылках.

Если вы подписаны на новости какого-то известного сайта продажи авиабилетов, от него пришло хорошее предложение, и вы все-таки хотите попытать счастья, переходите на сайт магазина не по ссылке из письма, а набрав адрес вручную.

К тому же всегда обращайте внимание на методы оплаты авиабилетов, которые есть на сайте: если продавец просит перевести деньги на карту или кошелек, вероятнее всего, это мошенник. Компании, продающие билеты, принимают платежи на свои расчетные счета.

Дубликат SIM-карты

Чтобы добраться до счетов, мошенникам вовсе необязательно знать ваши пароли и пин-коды, сегодня они действуют куда более изощренно – например, они могут выпустить дубликат вашей SIM-карты. Так они смогут получить доступ к вашему мобильному банку или совершить за ваш счет покупки, получив в SMS одноразовые пароли для подтверждения платежа.

Но такие атаки преступники не совершают массово, действуют так только в том случае, если точно знают, что у какого-то конкретного человека на счету крупная сумма. Поэтому лучше не делиться с окружающими информацией о своих доходах и финансовом благополучии. Также защититься в такой ситуации поможет и простая бдительность – если вы заметили, что с вашим телефоном что-то не так, долгое время нет связи, тогда как у окружающих со связью все в порядке, незамедлительно связывайтесь с вашим оператором и уточняйте, в чем проблема.

Как действовать, если вы столкнулись с мошенничеством

Если вы обнаружили, что мошенники добрались до вашей карты, первое, что нужно сделать – это позвонить в банк и заблокировать счет. А затем уже восстанавливать картину произошедшего – проверять баланс, смотреть детализацию операций, выяснять, кто виноват, обращаться с заявлением в полицию.

Но помните, что если вы добровольно сообщили мошенникам реквизиты и пароли, то банк не сможет вам возместить потерянные средства – поэтому будьте бдительны и деньги будут при вас!

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев