«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом

Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. © / Администрация Каменска-Шахтинского

Столкновение грузового и пассажирского поездов на станции города Каменск-Шахтинского в Ростовской области называют самым масштабным в послевоенной истории СССР, а по числу человеческих жертв – вторым после катастрофы 1989-го в Челябинской области.

   
   

Трагедия произошла 7 августа 1987 года в 01 час 31 минуту по московскому времени. Грузовой поезд на полном ходу врезался в хвостовые вагоны пассажирского поезда «Ростов-на-Дону – Москва», стоявшего на станции Каменская Юго-Восточной железной дороги (ныне – СКЖД).

Что предшествовало катастрофе, почему она стала возможной и кого наказали за случившееся – в хронологии событий, восстановленной «АиФ-Ростов».

Невнимательные осмотрщики, неопытный машинист

7 августа 1987-го, 00 часов 23 минуты, станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда №2035, сформированного на станции Армавир. Это был трёхсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов-хопперов с зерном, общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.

В 00:55 со станции Лихая в сторону станции Каменская отправился пассажирский поезд № 335 «Ростов-на-Дону – Москва». Расстояние между пунктами 24 километра, а перепад высот – дорога идёт под уклон – 200 метров.

Следом за пассажирским, в 01:02, отправился товарный №2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверяет тормоза и отмечает их слабую эффективность, но мер не принимает.

С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое трогание с места – вполне нормальное явление.

   
   
Первый памятник жертвам катастрофы (деревянный). Фото: Commons.wikimedia.org/ GennadyL

Потеря контроля над ситуацией

Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда № 2035 отпробовал тормоза. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300 метров, как положено по нормативам, а около 700. Таким образом, поезд продолжал разгоняться, пока через восемь километров не начался затяжной спуск, ведущий в долину реки Северский Донец к центральной части города Каменска-Шахтинского.

Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала - росла.

До Каменской оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила диспетчеру о том, что тяжёлый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.

А там все пути были заняты различными составами, в том числе –  и с опасными грузами.

Диспетчер принимает решение пропустить поезд № 335 без остановки, но связаться с локомотивной бригадой ему не удалось: помощник машиниста держал в руках тангенту микрофона, поэтому эфир был заглушён шумами радиостанции.

Поезд №335 состоял из 15-ти вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук (имена неизвестны - прим. ред.). Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни (два жёлтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28. Началась посадка пассажиров.

Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.

В телевизионном репортаже того времени авторы сообщают первую доступную информацию, которую предстоит ещё выяснить и уточнить следствию, но кадры хроники точно передают ужасающую картину последствий столкновения.

Катастрофа

Kогда неуправляемый грузовой поезд подъезжал к станции, помощник машиниста ушёл из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает немедленно отправляться со станции.

В 01:29 поезд тронулся, но проводник вагона №10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.

В 1 час 30 минут на станцию Каменская на скорости около 140 км/час – вместо положенных 25 км/час - въехал грузовой поезд №2035.

На стрелочном переводе №17 в 01:31 произошёл разрыв автосцепки между первым и вторым вагонами «товарняка», второй вагон сошёл с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колёсах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.

Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой 288 тонн остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал 464 метра и на скорости свыше 100 км/час догнал пассажирский поезд «Ростов-на-Дону – Москва».

Это произошло в 01:32. Электровоз тяжеловоза врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны №№15 и 14. Вагон №13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек - два проводника и пассажиры.

107-м погибшим стал электромонтёр Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.

Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути - на 1 час 30 минут, а по второму — на 82 часа 58 минут.

Крушение поездов на станции Каменская, 7 августа 1987 года Фото: Википедия

Ликвидация последствий

01:36. В службы быстрого реагирования поступил первый сигнал о катастрофе.

В 01:42 на станцию Каменская прибыло четыре машины «скорой помощи». 13 пострадавших доставлены в городскую больницу. Среди них – помощник машиниста поезда №2035 Юрий Штыхно и чудом выживший машинист Сергей Батушкин.

В результате крушения разбитый электровоз «товарняка» оказался на последних вагонах пассажирского поезда. У нечётной горловины станции произошёл завал высотой около 15 метров. Инерция состава при крушении была такой, что вагоны ещё и зарылись в землю, некоторые – почти на десять метров.

03:05 – от состава поезда №335 отцеплены разбитые вагоны, а остальные отправлены на станцию Глубокая.
03:50 – по тревоге подняты личные составы воинских частей, дислоцированных в Каменске, к месту трагедии направлены восстановительные поезда, бульдозеры, тракторы и краны. Место катастрофы оцепили.
03:55 – начали вскрывать стенки двух смятых вагонов. 06:00 – приступили к разбору завалов из вагонов с зерном.

В результате трагедии были полностью разрушены две секции электровоза, 54 грузовых и три пассажирских вагона, повреждено 300 метров пути, два стрелочных перевода, восемь опор контактной сети и тысяча метров контактных проводов, потеряно 330 тонн зерна.

Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек. 

Личности трёх погибших во время катастрофы человек так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.

Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.

Памятный крест жертвам катастрофы. Поставлен 9 августа 2010 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ GennadyL

Виноваты «стрелочники»

Расследованием причин катастрофы занималась правительственная комиссия. Изучив все материалы дела, она выяснила, что признаки длительного торможения наблюдались на многих вагонах грузового поезда. Но в то же время,тормозные колодки локомотива оказались практически полностью сточены, такая же картина имела место и на нескольких первых вагонах.

При дальнейшем осмотре оказалось, что между 6-м и 7-м вагонами был перекрыт концевой кран тормозной магистрали. То есть, 49 вагонов из 55 оказались отключены в заторможенном состоянии. Проведённый следственный эксперимент доказал: именно это стало причиной трагедии.

В числе обвиняемых были диспетчеры станции Каменская, которые не подготовили для неуправляемого поезда безопасный маршрут, осмотрщики вагонов, которые проверяли работу тормозов поезда №2035, локомотивная бригада «товарняка», которая не проконтролировала работу осмотрщиков вагонов, а также локомотивная бригада пассажирского поезда, не убравшая своевременно пассажирский поезд, и проводник вагона №10, сорвавший стоп-кран.

Однако в ходе расследования одних оправдали, как не знавших об опасности, а других – локомотивную бригаду поезда № 2035, из гуманных побуждений, было решено не судить: помощник машиниста серьёзно покалечился, а машинист и вовсе стал инвалидом.

В результате «стрелочниками» оказались осмотрщики вагонов. Их приговорили к 12 годам лишения свободы. Должности лишился начальник Юго-Восточной железной дороги, а Лиховское отделение передали в ведение СКЖД.