«Нам 17 тыс. рублей предложили заплатить за ускоренную выдачу тела. И восемь тысяч в день выдачи справки о заключении причины смерти», — о таких «расценках» таганрогского морга сообщали в соцсетях жители приморского города.
Речь идёт о сотрудниках бюро судебно-медицинской экспертизы, которые превратили скорбь близких в источник незаконного дохода. Несмотря на существующий в учреждении прейскурант, по версии следствия, они регулярно требовали с родственников умерших немаленькие суммы «за срочность» и проводили наличные «мимо кассы». Сейчас расследование громкого дела о коррупции завершено. В деталях циничного бизнеса разбирался rostov.aif.ru.
«Шабашки» на мертвецах
Первые тревожные звоночки в соцсетях появились ещё в сентябре 2021 года. Таганрожцы жаловались на открытое вымогательство.
Долгое время в эти сообщения верилось с трудом, но в феврале 2025 года правоохранители поставили точку в сомнениях. 8 февраля в морг нагрянули с обысками, а главу бюро судебно-медицинской экспертизы в Таганроге Оксану Терземан заключили под стражу.
Следователи выяснили, что Терземан и две её сообщницы — Лиана Юсупова и Олеся Хань — регулярно вымогали деньги у родственников усопших за ускорение процесса выдачи тел, а также подготовку их к захоронению.
«По данным следствия, фигуранты дела, действуя в составе организованной группы, на протяжении длительного времени получали незаконные денежные вознаграждения за организацию и проведение вскрытий тел умерших в срочном порядке, подготовку тел к погребению и выдачу медицинского свидетельства о смерти», — сообщает пресс-служба СУ СК России по Ростовской области.
70 млн рублей на слезах
Масштабы «бизнеса» впечатляют. По предварительным данным следствия, с 2020 года «наследники Харона» заработали на горе людей более десятки миллионов рублей.
«По имеющимся данным, начиная с периода пандемии коронавирусной инфекции на банковские счета сотрудников поступили незаконно более 70 млн рублей», — сообщал ТАСС, ссылаясь на предварительные данные следствия, после того, как фигурантам избрали меру пресечения.
Добровольно-принудительный прейскурант включал в себя всё: от омовения и одевания до бальзамирования и макияжа.
«Вымогательство процветает. Вынести тело — 3,2 тыс. рублей (и свои простыни), одеть — 9 тыс. рублей. Чтобы отдали хотя бы через три дня — ещё 15 тыс. рублей. Ничего человеческого», — писала в соцсетях таганроженка Арина.
Безусловно, подготовка усопшего в последний путь — услуга нужная. Однако превращать её в обязательный побор, пользуясь беспомощным состоянием родственников — верх цинизма.
Как сообщила rostov.aif.ru пресс-секретарь СУ СК России по Ростовской области Галина Гагалаева, дело в суд пока не направлено. Однако, как уточняет ряд СМИ со ссылкой на собственные источники, расследование уже завершено. Так что скоро эта история подойдёт к своему финальному этапу.
На скамье подсудимых могут оказаться все три подозреваемых: сама Оксана Терземан, а также её подчинённые Лиана Юсупова и Олеся Хань.
Защита пыталась переквалифицировать обвинение на более мягкую статью о присвоении, пишет Donday, но следствие осталось непреклонным. За взяточничество в составе организованной группы фигуранткам может грозить до 12 лет лишения свободы.
Когда фигуранты дела предстанут перед судом, пока не известно. Rostov.aif.ru продолжит следить за развитием событий.