«Перестаньте брать трубки с телефонов мошенников!» — обратился к жителям Дона футболист ФК «Ростов» Иван Комаров. Каждый раз аферисты изобретают всё новые и новые схемы обмана, а наши доверчивые земляки теряют свои накопления.
И вроде бы правила хорошо известны: не отвечать на звонки с незнакомых номеров, не называть коды из смс-сообщений. Но почему же опять и опять, чуть ли не каждый день в новостных сводках появляется информация о проделках аферистов? В ситуации разбирался Rostov.aif.ru.
«Кредиты» и «инвестиции»
Этим летом на удочку чуть не попалась 55-летняя Елена из Новошахтинска. «Вас беспокоит сотрудник банка, с этого номера поступила заявка на оформление кредита», — голос на том конце звучал твёрдо, человек говорил уверенно. Да ещё и обратился к Елене по имени-отчеству.
Недоумение сменилось возмущением, а после — страхом. Ведь голос уведомил, что кредит уже одобрен. Далее всё пошло по сценарию: к игре подключилась «служба безопасности», аферисты сыпали фразами об «утечке данных». Сотрудник «службы безопасности» сказал, чтобы обезопасить средства, нужно заблокировать уже имеющуюся карту. А для этого попросил назвать три цифры на обратной стороне.
Диалог случайно услышала дочь женщины, она забила тревогу и выхватила трубку у матери, чтобы лично продолжить разговор. Но аферист сразу отключился, что и спасло Елену от воровства её средств.
В «группе риска» не только люди старшего поколения, но и продвинутая молодёжь, и даже школьники. Подростки ведутся на «заманчивое предложение» легко подзаработать на бирже.
В июне этого года жертвой мошенников стал 23-летний житель города Константиновска. Ему позвонила девушка и спросила, подавал ли парень заявку в известный банк по программе «Инвестиции». Молодой мужчина как раз делал это накануне — так совпало. Женщина предложила созвониться по видеосвязи, а после попросила скачать определённое приложение. Далее она объяснила собеседнику, как нужно пользоваться программой.
Парень слепо поверил новой знакомой и действовали по инструкции, пока не осознал, что перевёл злоумышленникам 2,4 млн рублей.
Хорошие психологи
Уловки мошенников становятся все более дерзкими, изощренными. За комментариями мы обратились к инспектору анализа, планирования и контроля ОМВД России по Константиновскому району Оксане Трошиной.
По её словам, сегодня на пике популярности — взлом личного кабинета на портале Госуслуг, телефонное мошенничество о якобы утечке персональных данных, а также аферы с инвестициями.
«Как правило, все мошенники — это хорошие психологи, мастерски оказывающие воздействие на человека, а еще профессиональные преступники, владеющие знаниями норм Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов», — отметила Оксана Трошина. — Не устаю повторять: никакое должностное лицо, будь то сотрудник банка, полиции, Следственного комитета, прокуратуры или ФСБ, а также продавцы интернет-магазинов, работники социальных служб никогда не позвонят вам по телефону с каким-то требованием переводов, изменений личных данных и прочего. Для этого есть другие способы взаимодействия с клиентами«.
Оксана Николаевна предупреждает: никогда сотрудники правоохранительных органов не будут звонить и писать в интернет-мессенджерах.
Противостоять мошенникам поможет осознанное отношение самих людей к этому негативному явлению. Прежде всего, ни в коем случае нельзя собщать посторонним паспортные данные и финансовые сведения: данные карт и их владельцев, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код.
Не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров. А если всё же завязался разговор, но в процессе общения зашла речь о кредитах и накоплениях, собеседник начал запугивать, лучше сразу бросить трубку.
Если звонят с незнакомого номера и тревожным голосом сообщают, что ваши близкие попали в беду, а чтобы выручить их, необходима крупная сумма денег, то практически всегда это обман. Иногда аферисты представляются самими родственниками, сообщая «Мама, я попал в аварию». Необходимо сразу перезвонить родственникам и уточнить, что с ними произошло. Только после этого можно предпринимать какие-то действия.