Со смартфоном и отвёрткой. Какие рабочие профессии нужны донскому краю

Знания по рабочим специальностям не должны проходить в отрыве от практики. © / Светлана Федоревская / АиФ-Ростов

В Сальском индустриальном техникуме различные технические специальности осваивают почти четыре с половиной сотни юношей и девушек.

   
   

Это будущие техники по обслуживанию компьютерных систем и комплексов, специалисты по обслуживанию автоматизированных систем, сварщики, мастера строительных работ… Окончившие учебное заведение молодые специалисты очень востребованы на рынке труда, но вот жить в маленьком донском городе не хотят – норовят умчать в мегаполис.

О том, что могло бы мотивировать выпускников остаться на малой родине, как заинтересовать молодого человека заниматься техническим творчеством и какие направления наиболее востребованы у парней и девушек, «АиФ на Дону» поговорил с преподавателем техникума Олегом Глазу­новым.

Мужское и женское

– Олег Анатольевич, розетки и отвёртки – мужская приви­легия?

– Несомненно! Но девушки тоже проявляют большой интерес, а многие оказываются очень способными ученицами. К примеру, в группе на специальности «Компьютерные системы и комплексы» из 23 студентов – шесть представительницы прекрасного пола.

Обычно к нам идут учиться те, у кого в семье на производстве уже работают родители. Например, одна из студенток часто бывала на работе у своей мамы, а теперь юная сальчанка и сама решила заниматься ремонтом электросчётчиков. У другой – папа работает в офисе по ремонту компьютеров, и дочери тоже хочется пойти по его стопам.

Ещё одна причина, по которой девушки выбирают условно «мужские» профессии, желание поскорее устроить свою судьбу. У нас есть студенты, которые с детства увлекались техническим творчеством, такие ученики – настоящий бриллиант. Они после окончания техникума обычно желают продолжить обучение в вузе, получить высшее образование.

   
   

Кстати
По данным сайта postupi.info, пока самые популярные профессии в Сальске – это юрист, повар и системный аналитик.
– А как начинался ваш путь в профессию?

– Я в профессии – более 20 лет, окончил ДГТУ. Сколько себя помню, всегда «горел» физикой, считаю, что это основа всех технических специальностей. В школьные годы ходил в Дом пионеров, там был большой выбор кружков. Сейчас у нового поколения, к сожалению, такого нет. В крупных городах, как Ростов, ещё можно найти кружки и секции технического творчества для детей. Но в маленьких, как Сальск, таких организаций очень мало. А если подобная всё же где-то открывается, то ребёнок не сможет его посещать из-за перебоев в системе работы общественного транспорта. У нас автобусы практически не ходят!

А ведь это очень важно – заниматься с ребёнком с раннего возраста, поощрять его интерес к техническим специальностям. Такие дети получают диплом не просто для галочки, а действительно в будущем любят свою профессию.

– Но при всём этом набор в техникум хороший…

– Сальский индустриальный техникум – один из лучших на юге Ростовской области. Это интерес к рабочим профессиям и специальностям, к нам едут абитуриенты из близлежащих населённых пунктов, иногда даже из соседних субъектов, например, Республики Калмыкия (она территориально не так далеко от нашего города).

– Есть ли взаимодействие с ЛНР или ДНР? Их молодёжь в Сальск не стремится?

– Было. До 2014 года. Мы сотрудничали с Луганском, совместно проводили конкурсы, участвовали в творческих проектах. Потом, сами понимаете, всё сошло на нет… Но я был бы рад, если бы сотрудничество возобновилось.

Труд и учёба

– Вы сказали, в Сальске практически нет школьных кружков технического творчества. Не пытался ли техникум исправить ситуацию?

– Вы правы, попытки были, и не раз. Я вёл кружок по электротехнике в школе № 1, расположенной по соседству. Недостатка в слушателях не было никогда, притом, что уроки не были обязательными для подростков. Я видел, с каким интересом смотрят мальчишки на провода и приборы. Многие из них потом поступили к нам учиться.

Наш техникум открыт к сотрудничеству, преподаватели с удовольствием придут к школьникам, всё расскажут и покажут. Но вот учителя школ не зовут нас – сейчас дети всё больше нацелены на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, нагрузка и без того огромна. Где уж тут отыскать время, чтобы заниматься тем, что действительно нравится…

– Бытие определяет со­знание?

– Юноши не все умеют собирать электрические схемы, не умеют работать с паяльником. Наверное, дома за них всё делают мамы и папы. Зато эти ребята хорошо разбираются в ИТ-технологиях, схватывают материал на лету. Кстати, ИТ‑специальности сейчас самые популярные.

Основой преподавания в техникуме всегда была практикоориентированная система обучения. Когда я только пришёл на работу в техникум, многие студенты выбирали заочную форму обучения, а днём трудились на производстве. Сейчас наши студенты находят место для практики не только в Сальске, но и в других городах. Например, на Ростовской АЭС в городе Волгодонске.

Ещё хочется отметить, что в отличие от городских сверстников парни из сельской местности более трудолюбивы, не боятся сложной работы. Видно, что они много помогают по хозяйству своим родителям. Таких и на работу берут охотнее.

– Если студент уже другой, тогда должен измениться и наставник?

– Главное – это заинтересовать студента. Сейчас у преподавателя есть много возможностей, чтобы ярко подать материал. Важно подкреплять теорию практикой, демонстрировать опыты и проводить эксперименты. Каждого ученика нужно включать в образовательный процесс, чтобы он на практике закреплял полученные знания навыками.

А тем более, если речь идёт об особенных студентах. На базе техникума реализуется программа инклюзивного образования, мы работаем со слабослышащими детьми. Никаких отличий во взаимодействии с такими учениками нет, разве что иногда просят говорить громче. И задания они выполняют хорошо, и в коллективе находят друзей. А получив диплом, могут устроиться работать на предприятие.

– Куда обычно идут молодые люди после окончания техни­кума?

– Большой запрос на предприятия пищевой промышленности – наши выпускники идут на хлебокомбинат, элеватор, устраиваются на колбасный и молочный заводы. В посёлке Гигант, что в нескольких километрах от Сальска, расположено машиностроительное предприятие «Сальсксельмаш», там всегда нужны токари, слесари, электрики, фрезеровщики. Зарплата, кстати, очень достойная – около 50 тыс. рублей. Идут люди и на бывший завод КПО – сейчас там базируется предприятие по производству бумажной упаковки.

Также устраиваются работать на автозаправки, многие идут в РЖД – работать там считается престижным, зарплаты хорошие. Но всё это капля в море. Если бы можно было возродить многие производства, выпускники не стремились уехать в Ростов, Краснодар или Москву, зная, что и на малой родине им найдётся место работы.

– Вы общаетесь со своими бывшими учениками?

– Редко. Недавно встретил на улице одного парня из числа своих бывших учеников – он остался в Сальске. Завёл семью, устроился на небольшое предприятие, которое занимается нанесением логотипов на бумажные мешки. Зарплата, рассказал мне выпускник, позволяет содержать жену, его всё устраивает. Парень занимается обслуживанием оборудования. Кажется, на той должности он один – в большем количестве специалистов там нет необходимости.

– Так что же, будущее за большими городами?

– Не соглашусь. После капитального ремонта на фасаде здания нашего техникума красуется надпись «У Сальска есть будущее!». Это символично. Этот лозунг мотивирует молодёжь трудиться, не покладая рук, чтобы в итоге направить полученные знания на возрождение и процветание своей малой родины. Я не сомневаюсь в том, что молодёжь у нас хорошая, ответственная, с ней всегда можно найти общий язык. Ребята готовы учиться и работать на совесть. Другой вопрос – необходимо создавать инфраструктуру, открывать новые производства, чтобы весь этот потенциал был в полной мере реализован.