ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Три способа осложнить жизнь школьника и педагога?

ВПР начинают сдавать уже с четвертого класса © / Министерство образования Пензенской области

Зловещее сочетание трех букв уже давно стало привычными для школьников и преподавателей. Формат ЕГЭ и ОГЭ никого не удивляет, но министерство образования подкидывает новые квесты. Да здравствует время зря потраченной работы – всероссийские проверочные работы!

   
   

В 2015 году школьное образование вышло на следующий уровень сложности и внедрило ВПР. Рособрнадзор и министерство просвещения ласково называют это диагностикой. Что диагностирует Минобр, не совсем ясно, но формат медленно, но верно становится классикой российского образования.

Три страшные буквы

Однако многих учителей, школьников и их родителей такая проверка знаний не устраивает. В апреле 2021 года профсоюз «Учитель» разместил петицию об отмене Всероссийских проверочных работ, которую подписали уже более 30-ти тысяч человек. 

Ужас и страх эти три буквы стали вселять именно тогда, когда тестировать начали не только старшеклассников, но и учеников начальных классов. С 2017 года «диагностика» добралась и до второклассников.

Многие учителя оценки за тестирование ВПР выставляют в журнал, хотя официально это запрещено Рособрнадзором. Руководитель ведомства Анзор Музаев недавно подтвердил, что школам не рекомендовано учитывать результаты ВПР при выставлении четвертных и годовых оценок. Тем не менее, в донских школах это – обычная практика.

«Всегда учителя ставят оценки за ВПР в журнал, как за годовую контрольную, – рассказывает мама шестиклассника из Ростовской области Оксана Огородова. – Для ребенка это страшный стресс, он у меня отличник. Неделя перед проверочной работой самая тяжелая. Учителя нервные, дети на взводе. В этом году сын не смог справиться с одинм из заданий по математике, потому что тему не проходили на уроках, рыдал взахлеб, пришлось отпаивать его успокоительным. Я не понимаю, зачем нужна эта нервотрепка? Нашим детям еще предстоит мучение с ОГЭ и ЕГЭ, для чего дополнительно мучить их и в средней школе?»

Требований по проведению ВПР, как таковых, нет. Формат тестирования каждое учебное заведение выбирает индивидуально. Задания даются в рамках федеральной программы, но есть нюанс: все школьники учатся по разным учебникам. Поэтому задания от Рособрнадзора порой не совпадают с пройденным материалом.    
   

Писать нельзя отказаться

По сути, ВПР можно не писать, ведь это проект Рособрнадзора, а не министерства просвещения. Чтобы отказаться, родителю или законному представителю ученика нужно заполнить форму отказа от ВПР. Ее разместил в интернете родительский штаб «За правду». Смог ли кто-то уже успешно отказаться, неизвестно. Но вот, что в школе сделать это будет затруднительно, даже не стоит сомневаться.

«Не писать ВПР нельзя не только по желанию, но и по уважительной причине. В восьмом классе я заболела накануне проверочной работы по русскому языку, учительница все-таки заставила меня ее сдать вместе с другим классом», – вспоминает ученица 11 класса Мадлена Калутцкая.

В случае, если вместо работы ученик-вольнодумец сдаст пустой бланк, никаких мер к нему принять образовательное учреждение принять не сможет. А вот учителю, который проводил ВПР, влетит по первое число.   

«Если ученики плохо напишут ВПР, то мой рейтинг среди других учителей упадет, вдобавок я получу выговор от завучей и директора. И это еще в лучшем случае, думаю, дело может закончиться и увольнением. К тому же, существует рейтинг школ, основанный на результатах этих работ. И если у школы будут низкие показатели на региональном уровне, она лишится грантов и не получит дополнительное финансирование», – рассказывает донской учитель истории и обществознания Андрей Клочков.

Подобные тестирования лишь усложняют работу педагогов, ведь из года в год сдача ВПР проводится по-разному, говорит учитель: «В 2021 году параллельные классы начали делить пополам. Два класса сдают историю, остальные – обществознание. В результате, «натаскать» школьников на успешное написание работы стало крайне трудно».

Кстати
Половина российских учителей отменили бы ВПР, если бы имели такую возможность. Об этом свидетельствует опрос, проведенный компанией Maximum Education. 39% респондентов модернизировали бы проверочные работы. Лишь 7% опрошенных сохранили бы ВПР в текущем виде. При этом 58% педагогов считают, что ВПР не нужно проводить в школах, они ничем не помогают учителю и ученикам. 35% респондентов заявили, что ВПР позволяет оценить уровень знаний школьников. Еще несколько цифр: 20% учителей не готовят своих учеников к ВПР. 59% учителей вносят корректировки в учебный процесс по результатам ВПР. 59% респондентов заявили, что большинство их учеников не понимают смысла проведения проверочных работ. 38% учителей признались, что ставят оценки за ВПР в журналы. 36% учителей заявили, что ощущают на себе давление администраций школ из-за результатов ВПР их учеников.

Цена проверки

Задания контрольной хоть и не входят в школьную программу, но вот учебники по подготовке появились уже давно. На официальном сайте vpr-ege.ru цена за одну книгу варьируется от 168 до 550 рублей. Кому-то эта сумма может показаться незначительной, а кому-то сильно ударит по кошельку, ведь таких книг нужно, как минимум, три. В 2021 году норма тестирования учеников 7 класса – восемь экзаменов.

Усугубляет ситуацию и то, что такие программы никак не финансируются. А учителям за такую подготовку и проверку работ не доплачивают. А еще нужно распечатать бланки за свой счет. Такое вот принудительное разорение педсостава выходит, рассказывает учитель истории из Батайска Александр Баленко

«Распечаткой всех заданий занимаются учителя. Помимо этого, еще необходимо выставить оценки за работу. На проверку одного класса у меня уходит минимум два часа. Ничего из этого не оплачивается», – говорит он.

Никакого финансирования и лишние нервы, но и это еще не все. В 2020 году появилось нововведение. Чтобы ученики не списывали, в каждом классе устанавливают камеры. Под бдительным присмотром большого брата, так сказать. 

Учителям в этом плане повезло чуть больше – проверку работ они проводят без надзора.

Отменять ВПР пока никто не планирует. По словам Анзора Музаева, в ближайшем будущем диагностику переведут в компьютерный формат, камера будет расположена на каждом компьютере. По его мнению, так объективность можно будет обеспечить в каждой школе.

Как будет реализован этот замысел, покажет только время. Нам остается лишь надеяться, что никакие ВПР, ОГЭ и ЕГЭ не помешают школьникам получить реальные знания.