Мечта любого ответственного родителя – педагог, любящий своё дело. Именно такие Учителя открывают таланты детей, бережно воспитывают в них личность, дают незримый старт в будущее. Тем, кому повезло такого педагога встретить, всю жизнь светит его душевный огонь.
Можно ли энтузиастов найти сейчас, когда с подачи государства многие сферы постепенно превращаются в социальный бизнес? Ответ утвердительный. В этом корреспондент «АиФ-Ростов» убедилась, пообщавшись с руководителем ростовского некоммерческого культурно-досугового центра Эммой Родиной.
Было страшно открыть ИП
Эмма, кандидат философских наук, не сразу пришла в предпринимательство. Да и в принципе не рассматривала как бизнес-возможности свою деятельность в качестве учителя русского языка и литературы.
В своём любимом деле она часто выступала новатором, активно осваивая новинки педагогики в традиционной школе. И, конечно, не раз слышала в свой адрес: «Тебе что, больше всех надо?» Оказалось, надо.
«Всё началось само собой 12 лет назад. До этого, помимо учёбы в аспирантуре, пятилетней подготовки к защите кандидатской, работы в школе, семейных забот, я периодически занималась репетиторством. Помогала готовить школьников к экзаменам, ликвидировать пробелы в знаниях. У меня неплохо получается ладить с ребятами, – улыбается Эмма Николаевна, мама троих детей. – Родители оставались довольны и потом просили найти по другим предметам таких же педагогов, как я. Постепенно сложился коллектив единомышленников. Выросла репетиторская нагрузка. С этим надо было что-то делать. Я решилась открыть своё ИП, хоть и было страшно…»
Для тех, кто не в курсе: ИП – это статус человека, который оказывает услуги как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. То есть платит налоги как предприятие, правда, с некоторыми послаблениями.
В 2010 году, когда Эмма Родина ушла из бюджетной среды на «вольные хлеба», ещё не существовало социального бизнеса. Не было и в помине, как сейчас, возможности получить статус самозанятого с более-менее простым и понятным «интерфейсом» налогов. Не было нынешней степени развитости системы институтов поддержки малого предпринимательства.
Ключевой момент тех лет для ИП – необходимость вести непростую бухгалтерию и отчёты, владеть новшествами законодательства, в том числе налогового. Это отпугивало многих, ведь «незнание законов не освобождает от ответственности». Тем более опыт предпринимателей 90-х и нулевых годов твёрдо вбил понимание: бизнес – это риск.
Эмма рискнула.
Сарафанное радио и гранты
Из предприятия в «одно лицо» её дело за годы выросло в автономный некоммерческий культурно-досуговый центр, который объединяет педагогов-энтузиастов. Они помогают детям открыть свои таланты, определить с помощью профориентации будущую профессию и подтянуть к этому выбору свой уровень знаний.
Приходят ребята в центр в основном с помощью сарафанного радио.
Но руководитель центра мечтает о большем масштабе. Собрана серьёзная база уникальных обучающих материалов, курсов и методик. Вот только руки не доходят сложить всё это в единую систему как бизнес-продукт.
«Если бы вы знали, сколько за эти годы я потратила средств на собственное обучение предпринимательским навыкам, – огорчённо машет рукой Эмма Родина и тут же воодушевляется. – Мы уже три раза выиграли конкурсы Фонда президентских грантов. Недавно грант получили для помощи детям беженцев и детям из отдалённых районов Ростовской области».
Социальные проекты, на воплощение которых Эмма Родина и её коллеги по центру трижды за последние два года получили президентские гранты, касаются интересов детей из самых незащищенных с финансовой и с жизненной точки зрения семей. Наш разговор плавно переходит к проблемам детей, образования и выбора профессии.
Когда загораются глаза
В средневековье остались традиции передачи профессии по наследству. В наши дни главные муки (помимо ЕГЭ и ОГЭ) школьников старших классов связаны с выбором специальности.
Муки можно сократить, прибегнув к помощи профессиональной ориентации.
Как рассказала Эмма Родина, в системе профориентации первое, что учитывается, – психотип ребёнка, его способности к командной работе или сугубо единоличной деятельности.
Первичное тестирование подростка на эту тему занимает примерно 40 минут. Кажется, совсем немного, чтобы выбрать будущий жизненный путь и профессию. На самом деле тест – только первый шаг школьника к изучению себя и дела, к которому стоит стремиться.
«Обязательно надо учитывать особенности развития детей. Они у всех разные. Индивидуальные. Один школьник, например, шустрый, с характером. Он может понимать свои интересы и последовательно их отстаивать. А другой ребёнок будет «зажиматься», молчать о мечте, уходить на роль послушного маме (по опыту – матери чаще влияют на выбор профессии). Наша задача – аккуратно определить истину, задать правильные вопросы, в том числе наводящие, оценить реакцию, – поясняет Эмма Николаевна. – Главный признак интереса – глаза загораются у ребёнка».
По итогам исследований в центре выявляют 10 профессий, которые могут заинтересовать подростка. Ему даётся время и возможности поизучать каждую. Затем формируется «дерево обучения». Оно необходимо для ликвидации пробелов в системе знаний, которые понадобятся выпускнику школы при поступлении на учёбу по выбранной профессии.
Может, мама права?
Если нет выраженного таланта, характера или отличного примера перед глазами, ребята склонны доверять выбор родителям: они опытнее, им видней. Но взрослые часто через детей пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты. Даже настаивают на своём выборе. Из этого иногда получаются драматичные истории или, что реже, истории с хеппи-эндом.
Знаю сотрудницу силовой структуры, которая, выйдя в отставку, реализовала детскую мечту и стала блестящим парикмахером. На свою маму, которая больше 30 лет назад дала рациональный совет, она не в обиде: пенсия силовика даёт возможность заниматься творчеством без оглядки на его доходность.
Эмма Родина приводит другой пример. «Девушка доучилась в вузе, принесла диплом матери и сказала: «Ты хотела его получить? Он твой! А я буду заниматься тем, что мне интересно».
Видится как трагедия для семьи: попусту вложены в обучение силы, средства и годы. Это также проблема в масштабах страны. По данным многолетних исследований, не работают по специальности свыше трети выпускников, примерно столько же трудятся в смежных отраслях. Выбор родителями учебного заведения входит в топ-5 причин проблемы. Стоит ли родительская настойчивость такого результата? Парадокс в том, что нет правильного ответа на этот вопрос.
Эмма Николаевна признаётся, что она и сама выбрала дело жизни по совету матери – тоже педагога.
«В педагогику я не собиралась. Но совет мамы послушала. И… выбрала предмет, который мне не давался в рамках школьной программы. Решила учиться русскому языку и литературе. Это было за три месяца до поступления в вуз. Мой учитель, Олег Павлович, пришёл в ужас: «Эмка, завалишь экзамены – опозоришь меня!» Но всё же согласился со мной заниматься дополнительно. Экзамены я сдала прекрасно. И училась все годы для себя. Была мотивация сильная: хотела научиться правильно говорить. Вот почему я очень хорошо понимаю ребят, которые страдают из-за каких-то пробелов в школьном образовании».
Что касается выбора будущей профессии, то руководитель центра знает по опыту: родителям не стоит настаивать на своём, ребёнок сам интуитивно и рационально способен его сделать.
«Не страшно ошибиться. Как минимум надо ходить на все дни открытых дверей в учебных заведениях, смотреть и слушать, где душа откликнется», – советует Эмма Родина.