Кем стать. Ростовским детям помогают выбрать профессию

Эмма Родина (справа) уверена, что ребёнок сам интуитивно и рационально способен выбрать профессию. © / Эмма Родина / Из личного архивa

Мечта любого ответственного родителя – педагог, любящий своё дело. Именно такие Учителя открывают таланты детей, бережно воспитывают в них личность, дают незримый старт в будущее. Тем, кому повезло такого педагога встретить, всю жизнь светит его душевный огонь.

   
   

Можно ли энтузиастов найти сейчас, когда с подачи государства многие сферы постепенно превращаются в социальный бизнес? Ответ утвердительный. В этом корреспондент «АиФ-Ростов» убедилась, пообщавшись с руководителем ростовского некоммерческого культурно-досугового центра Эммой Родиной.

Было страшно открыть ИП

Эмма, кандидат философских наук, не сразу пришла в предпринимательство. Да и в принципе не рассматривала как бизнес-возможности свою деятельность в качестве учителя русского языка и литературы.

В своём любимом деле она часто выступала новатором, активно осваивая новинки педагогики в традиционной школе. И, конечно, не раз слышала в свой адрес: «Тебе что, больше всех надо?» Оказалось, надо.

«Всё началось само собой 12 лет назад. До этого, помимо учёбы в аспирантуре, пятилетней подготовки к защите кандидатской, работы в школе, семейных забот, я периодически занималась репетиторством. Помогала готовить школьников к экзаменам, ликвидировать пробелы в знаниях. У меня неплохо получается ладить с ребятами, – улыбается Эмма Николаевна, мама троих детей. – Родители оставались довольны и потом просили найти по другим предметам таких же педагогов, как я. Постепенно сложился коллектив единомышленников. Выросла репетиторская нагрузка. С этим надо было что-то делать. Я решилась открыть своё ИП, хоть и было страшно…»

Для тех, кто не в курсе: ИП – это статус человека, который оказывает услуги как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. То есть платит налоги как предприятие, правда, с некоторыми послаблениями.

В 2010 году, когда Эмма Родина ушла из бюджетной среды на «вольные хлеба», ещё не существовало социального бизнеса. Не было и в помине, как сейчас, возможности получить статус самозанятого с более-менее простым и понятным «интерфейсом» налогов. Не было нынешней степени развитости системы институтов поддержки малого предпринимательства.

   
   

Ключевой момент тех лет для ИП – необходимость вести непростую бухгалтерию и отчёты, владеть новшествами законодательства, в том числе налогового. Это отпугивало многих, ведь «незнание законов не освобождает от ответственности». Тем более опыт предпринимателей 90-х и нулевых годов твёрдо вбил понимание: бизнес – это риск.

Эмма рискнула.

Сарафанное радио и гранты

Из предприятия в «одно лицо» её дело за годы выросло в автономный некоммерческий культурно-досуговый центр, который объединяет педагогов-энтузиастов. Они помогают детям открыть свои таланты, определить с помощью проф­ориентации будущую профессию и подтянуть к этому выбору свой уровень знаний.

Приходят ребята в центр в основном с помощью сарафанного радио.

Справка
В современном маркетинге приём «сарафанное радио» – форма рекламы, когда люди, довольные услугой, рекомендуют её другим. В реальной жизни рекомендуют именно специалиста, оказавшего услугу, потому что довольны его профессионализмом.
Есть уже в центре дети тех детей, которые обучались у Эммы Николаевны и её коллег в прежние годы репетиторства. Это, как мне кажется, высочайшая оценка труда педагогов. С их помощью получили возможность преодолеть трудности обучения и выбрать профессию по душе, силам и характеру несколько сотен ребят.

Но руководитель центра мечтает о большем масштабе. Собрана серьёзная база уникальных обучающих материалов, курсов и методик. Вот только руки не доходят сложить всё это в единую систему как бизнес-продукт.

«Если бы вы знали, сколько за эти годы я потратила средств на собственное обучение предпринимательским навыкам, – огорчённо машет рукой Эмма Родина и тут же воодушевляется. – Мы уже три раза выиграли конкурсы Фонда президентских грантов. Недавно грант получили для помощи детям беженцев и детям из отдалённых районов Ростовской области».

Социальные проекты, на воплощение которых Эмма Родина и её коллеги по центру трижды за последние два года получили президентские гранты, касаются интересов детей из самых незащищенных с финансовой и с жизненной точки зрения семей. Наш разговор плавно переходит к проблемам детей, образования и выбора профессии.

Когда загораются глаза

В средневековье остались традиции передачи профессии по наследству. В наши дни главные муки (помимо ЕГЭ и ОГЭ) школьников старших классов связаны с выбором специальности.

Муки можно сократить, прибегнув к помощи профессиональной ориентации.

Как рассказала Эмма Родина, в системе профориентации первое, что учитывается, – психотип ребёнка, его способности к командной работе или сугубо единоличной деятельности.

Первичное тестирование подростка на эту тему занимает примерно 40 минут. Кажется, совсем немного, чтобы выбрать будущий жизненный путь и профессию. На самом деле тест – только первый шаг школьника к изучению себя и дела, к которому стоит стремиться.

«Обязательно надо учитывать особенности развития детей. Они у всех разные. Индивидуальные. Один школьник, например, шустрый, с характером. Он может понимать свои интересы и последовательно их отстаивать. А другой ребёнок будет «зажиматься», молчать о мечте, уходить на роль послушного маме (по опыту – матери чаще влияют на выбор профессии). Наша задача – аккуратно определить истину, задать правильные вопросы, в том числе наводящие, оценить реакцию, – поясняет Эмма Николаевна. – Главный признак интереса – глаза загораются у ребёнка».

По итогам исследований в центре выявляют 10 профессий, которые могут заинтересовать подростка. Ему даётся время и возможности поизучать каждую. Затем формируется «дерево обучения». Оно необходимо для ликвидации пробелов в системе знаний, которые понадобятся выпускнику школы при поступлении на учёбу по выбранной профессии.

Кстати
Фонд президентских грантов учреждён в 2017 году для развития гражданского общества в нашей стране. Фонд – единый оператор грантов Президента РФ. С помощью конкурсов фонда, которые направлены на отбор лучших инициатив, гранты на реализацию своих идей получают неравнодушные люди из некоммерческого сектора.
Пробелов может быть немало. И не только из-за особенностей развития ребёнка или отсутствия предметных педагогов нужного уровня. Обратная сторона увлечённости детей гаджетами – «неначитанность», неумение концентрировать внимание и вести отбор ключевой информации. Глобальная проблема. Но решаемая. Если, конечно, ребёнок увидит цель и собственную к ней моти­вацию.

Может, мама права?

Если нет выраженного таланта, характера или отличного примера перед глазами, ребята склонны доверять выбор родителям: они опытнее, им видней. Но взрослые часто через детей пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты. Даже настаивают на своём выборе. Из этого иногда получаются драматичные истории или, что реже, истории с хеппи-эндом.

Знаю сотрудницу силовой структуры, которая, выйдя в отставку, реализовала детскую мечту и стала блестящим парикмахером. На свою маму, которая больше 30 лет назад дала рацио­нальный совет, она не в обиде: пенсия силовика даёт возможность заниматься творчеством без оглядки на его доходность.

Эмма Родина приводит другой пример. «Девушка доучилась в вузе, принесла диплом матери и сказала: «Ты хотела его получить? Он твой! А я буду заниматься тем, что мне интересно».

Видится как трагедия для семьи: попусту вложены в обучение силы, средства и годы. Это также проблема в масштабах страны. По данным многолетних исследований, не работают по специальности свыше трети выпускников, примерно столько же трудятся в смежных отраслях. Выбор родителями учебного заведения входит в топ-5 причин проблемы. Стоит ли родительская настойчивость такого результата? Парадокс в том, что нет правильного ответа на этот вопрос.

Эмма Николаевна признаётся, что она и сама выбрала дело жизни по совету матери – тоже педагога.

«В педагогику я не собиралась. Но совет мамы послушала. И… выбрала предмет, который мне не давался в рамках школьной программы. Решила учиться русскому языку и литературе. Это было за три месяца до поступления в вуз. Мой учитель, Олег Павлович, пришёл в ужас: «Эмка, завалишь экзамены – опозоришь меня!» Но всё же согласился со мной заниматься дополнительно. Экзамены я сдала прекрасно. И училась все годы для себя. Была мотивация сильная: хотела научиться правильно говорить. Вот почему я очень хорошо понимаю ребят, которые страдают из-за каких-то пробелов в школьном образовании».

Что касается выбора будущей профессии, то руководитель центра знает по опыту: родителям не стоит настаивать на своём, ребёнок сам интуитивно и рационально способен его сделать.

«Не страшно ошибиться. Как минимум надо ходить на все дни открытых дверей в учебных заведениях, смотреть и слушать, где душа откликнется», – советует Эмма Родина.