Донской театр глазами художника

   
   

Досье

Наталья Земалиндинова родилась в Ростове в 1965 году, окончила училище имени Грекова. Потом продолжила образование в Ленинграде, где училась в Мухинском училище. По окончании вернулась в Ростов. О работе в храме музыки, творческих людях и женском счастье мы и поговорили.

Там бродит Муза

- Наталья Алексеевна, у вас непривычное для современного человека рабочее место: на нём нет компьютера. Как же вы создаёте эскизы?

- А компьютер мне и не нужен. Все эти новомодные программы только мешают и отвлекают от творчества. Ведь театральные костюмы - эксклюзивная работа, которую нельзя создавать по шаблонам и трафаретам. Всё рисую от руки - с набросков и до окончательного варианта эскиза. Под рукой всегда самое необходимое: карандаши, кисти, краски, грифели. Художник - это та профессия, которую выбираешь в детстве, вернее, она выбирает тебя. Так и у меня получилось. Выросла в творческой семье. Отец был художником-монументалистом. Моё детство прошло в мастерских Союза художников. Возможно, поэтому вопроса, кем быть, у меня не возникало. Рисовала я всегда. Училась в художественной школе, продолжила образование в училище имени Грекова, где и выбрала свою будущую специальность - художник по костюмам. Моей выпускной работой были эскизы к оперетте Евгения Птичкина «Табачный капитан». В Ростове негде было продолжить образование, поэтому поехала в Ленинград поступать в Мухинское училище. Это было такое везение и такое счастье учиться в настоящем дворце. Когда-то в этих аудиториях занимались скульптор Манизер, художник Петров-Водкин, Дмитрий Шагин, идеолог движения «Митьки». Среди студентов было поверье, что по правому маршу лестницы, ведущей от входа на второй этаж, бродит Муза. Вот в такой атмосфере я прожила пять лет. Конечно, труд художника не так лёгок, как может показаться со стороны. Известен факт, что только 10 процентов составляет талант, а остальное - это бессонные ночи, упорство и полное посвящение себя творчеству. Сразу же по окончании «Мухи» позвали работать в театр. Представляете, мне, простой иногородней студентке предлагают место художника по костюмам в Ленинградском драматическом театре имени Пушкина, ныне Александринском. Такая удача.

- Наверное, не просто удача, а начало успешной и престижной карьеры?

- Да, но передо мной стоял сложный выбор - театр или любимый мужчина. Фарид учился вместе со мной, но на другом отделении. Он живописец-монументалист. По окончании училища его распределили в Ростовский художественный фонд. Я поехала с ним. Решиться было нелегко. Я понятия не имела, чем буду заниматься в Ростове. Ничего другого, кроме как рисовать, не умела. В конце 80-х в стране было не до художников. Сейчас, спустя 26 лет совместной жизни с мужем, я понимаю, что сделала правильный выбор. Но тогда молодым выпускникам училища искусств да ещё с грудным ребёнком на руках было очень непросто. О театре пришлось забыть. Сначала устроилась на трикотажную фабрику модельером. Потом её закрыли, и я осталась без работы. Пошла преподавать в училище Грекова. Но понимала, что это не моё. В душе очень переживала, что как художник так и не состоялась. Но продолжала мечтать о театре.

Войти в образ

- В нашем городе, к сожалению, не так много театров. Наверное, сложно было найти работу по специальности?

   
   

- Да, я искала её почти 15 лет. И только когда открылся Музыкальный театр, меня, как преподавателя училища, пригласили помочь создать костюмы для первого спектакля - оперы «Кармен». Сейчас с ужасом вспоминаю эти дни: опыта и наработок нет, времени в обрез, бюджет ограниченный. Приходилось перекраивать старые костюмы, которые достались новому театру в наследство от Театра музкомедии. Работали день и ночь. Но это было счастье - чувствовать себя частью волшебного творческого процесса. Затем готовили «Царскую невесту», где я работала уже как художник-модельер. Так и осталась в стенах театра. Уже более 10 лет я художник по костюмам.

- Тяжело было начинать работать в новом коллективе? Ведь творческие люди - особая категория.

- Поначалу было непросто. Ведь большинство артистов и сотрудников пришли из Театра музкомедии. У них свой слаженный коллектив. А я была чужой, к тому же никогда не работала в творческой среде. Притирались, к счастью, недолго, потому что появлялись новые люди, заново создавались труппы. На самом деле у артистов и времени особо нет спорить с художниками по костюмам. Если раньше в год было 3-4 премьеры, то сейчас 7-8. И со временем я приноровилась к нелёгкому нраву артистов, знаю уже особенности не только фигуры, но и характеров. Стараюсь помочь создать правильный образ.

Рождение эскиза

- Наверное, это непросто?

 Для подготовки костюмов к каждой постановке изучаю элементы декоративно-прикладного искусства, архитектуры, жизни той эпохи, которая отражена в спектакле. Помогают музыка, исторический материал, книги. К тому же я люблю путешествовать и из каждой поездки привожу новые художественные альбомы, фотографии из местных музеев и впечатления. Приходит время, и всё это отражаю на листке бумаги. Иногда артисты становятся участниками процесса создания костюма, сами предлагают какие-то штрихи, детали. Тогда даже примерки становятся своего рода мини-спектаклями. Стоит только артисту надеть костюм, тут же меняются жесты, осанка, внешность. Некоторые артисты так быстро вживаются в роль, что уже в пошивочном цехе поют, танцуют. Хотя примерки проходят поздно вечером, после тяжёлого репетиционного дня. Одежда преображает людей, рождает вдохновение. Причем происходит это не только на сцене. Я считаю, что успех человека в жизни, в профессии во многом зависит от того, как он выглядит. Костюм и образ неразделимы как на сцене, так и в жизни.

- Прежде в театр собирались как на праздник. Сегодня же зрители вовсе не обращают внимания на свой внешний вид.

- Не совсем так. Есть небольшая группа людей - поклонников музыкального театра, которые к каждой премьере шьют новое платье, подбирают аксессуары, обувь, делают вечерние причёски, а мужчины надевают элегантные костюмы. Но большинство всё же ходят в повседневной одежде: у кого-то нет возможности, кто-то просто не успел переодеться после работы. Это нормально, ведь ритм жизни сильно ускорился. Главное, что в театре почти всегда полный зал. Билеты у нас недешёвые, но люди находят деньги, чтобы соприкоснуться с настоящим искусством. И это главное.

- Наталья Алексеевна, а как относятся ваши близкие к тому, что вы всё время отдаёте театру?

- Дочка с детства была со мной за кулисами. Мариам связала свою жизнь с музыкой. Она арфистка, закончила консерваторию в Санкт-Петербурге, сейчас работает там. Мы с мужем живём вдвоём. К сожалению, очень мало времени проводим вместе. Фарид целыми днями в мастерской, пишет картины. Но я по-прежнему влюблена в него как в художника и мужчину. Вот видите, и на стене рядом с моими работами висят его картины. Так что супруг всегда со мной, даже на рабочем месте. Ну а он понимает, что без театра я не смогу быть счастливым человеком.

Смотрите также: