Пробирает до мурашек. Композитор Алексей Хевелев – о музыке и родном Ростове

Одно из своих новых произведений композитор намерен посвятить Ростову-на-Дону. © / Александра Финенко. / Из личного архивa

Пальцы скользят по чёрно-белым клавишам. Магия звука, подвластная композитору, заставляет слушателя то плакать, то смеяться…

   
   

О том, почему талант никогда не заменит искусственный интеллект, о Ростове и ростовской публике в преддверии Дня пианиста (8 ноября) Rostov.aif.ru побеседовал с донским композитором, профессором Алексеем Хевелевым.

«Хочу музыку сочинять!»

Александра Финенко, Rostov.aif.ru: – Алексей Александрович, верно ли, что музыка со сцены должна притягивать слушателя, а в кинофильмах – наоборот, не отвлекать его?

Алексей Хевелев: – Не в бровь, а в глаз! Даже в самый зрачок. Но есть два типа музыки кино. Первый, когда она дополняет сюжет. А второй, когда становится основополагающей. На экране все смеются, но музыка должна заставить публику плакать, рыдать. Такое у меня часто бывает при работе над фильмами Руслана Кечеджияна. Сейчас, кстати, мы работаем над новым фильмом, премьера назначена на 3 декабря.

– С чего началась ваша концертная карьера?

– Это был концерт для ветеранов Великой Отечественной войны. Я выступал в одной из библиотек. Играл средне, хотя старался и сильно волновался. Волнение – один из главных элементов, с которым сталкиваются все пианисты. Даже есть ребята, которые пьют успокоительное, но я считаю, что это нечестно по отношению к музыке. Надо уметь прожить всё это.

– А бывает, что волнение помогает?

   
   

– Всё зависит от степени. Это, как горячая вода: если ты её перекипятишь, она начнёт выплескиваться. У меня есть один метод, чтобы побороть волнение. Надо играть программу целиком кому угодно: коту, брату, маме, папе. Это фантастически тебя организует. Но играть необходимо именно для кого-то.

– Вас в детстве называли вундеркиндом…

– Я начал писать музыку, услышав Баха «Токкату и фугу ре минор». Подошёл к маме и заявил: «Хочу такую же музыку сочинять!» Она ответила, что придётся учиться играть на фортепиано. «Ладно, буду учиться», – сказал ей я. После много раз хотел бросить. Мама говорила: «Иди, звони преподавателю и объясни всё сам». Помню, стояла вьюга. А на улице была телефонная будка. Но я был с характером, пошёл! А она стоит, в окно смот­рит. Так я преподавателю тогда и не позвонил...

С детства пианиста называли вундеркиндом. Фото: Из личного архивa/ Алексей Хевелев.

– А сейчас вы и сами преподаёте.

– И всех учащихся колледжа считаю своими детьми. И тех, кто выпустился, тоже. Двери всегда открыты. Моя задача в большей степени административная. Огромное спасибо моим коллегам, потому что я очень маленькое, на самом деле, звено в этой цепи. Большая ошибка говорить, мол, «Я великий, я главный, всё благодаря мне!» Это – глупость!

ДОСЬЕ
Алексей Хевелев родился в Ростове-на-Дону в 1979 году (45 лет). Пианист, композитор, автор музыки к кинофильмам. Член правления Ростовского отделения Союза композиторов России, профессор кафедры теории музыки и композиции, директор средней специальной школы (колледжа) при РГК им. С. В. Рахманинова. На счету композитора – множество фортепианных циклов, три сонаты, камерные оперы «Русская рулетка» и «Х», симфонические произведения. В 2023 году написал музыку для документального фильма «Донбасс. Истерзанное серд­це России» (реж. Руслан Кечеджиян).

– Вы написали музыку для документального фильма «Донбасс. Истерзанное серд­це России». Каково вам было работать над этой картиной?

– Это тяжёлый фильм. Получилось, на мой взгляд, сильно. В конце есть стихотворение «Мама, не плачь». По сюжету, мать приходит на «Аллею ангелов» и вспоминает погибшую от обстрела дочь. Я сделал музыку к этому эпизоду, и мне кажется, это один из самых удачных элементов моего творчества. Здесь идёт слияние музыки, стихов и картинки. Симбиоз нескольких творческих направлений. У меня так, кстати, и в семье, я – композитор, а жена очень талантливо пишет стихи.

– А сможет, по вашему мнению, однажды настать такой момент, что композитора, исполнителя или преподавателя заменит искусственный интеллект?

– Скажу сразу: я его не боюсь! Я слушал много треков, которые создал ИИ, это занимательный опыт. Но выйти и сыграть ноту «до», продержать её четыре такта – не сможет. А эта нота «до» может быть тем самым местом в фильме, где будет какая-то невероятная комбинация. Искусственный интеллект – собирательный, он будет путём математических алгоритмов выдавать очень хороший материал, но он…

– Бездушный?

– Он душный! Иногда – душевный. Представьте картину: деревня, на опушке леса стоит старый домик. Русская печь, чайник кипит, за столом сидит мужчина и смот­рит в одну точку тридцать секунд. И режиссёр говорит: «Мне нужна музыка». Ни один искусственный интеллект этого не передаст! Я даю такое задание своим студентам – и двух одинаковых мелодий ещё не бывало.

Кровь родного города

– А как относитесь к тому, что студенты исполняют ваши произведения?

– 11 ноября в филармонии как раз буду со студентами играть концерт, который я же и написал. Бедные ребята! Сидят сейчас, «пилят» (изучают – прим. ред.) музыку Алексея Хевелева. Я и сам, когда играю свой концерт, мысленно задаю вопрос: «Эй ты, композитор, ты не мог написать этот кусок проще?» Но я им очень благодарен, видел их репетиции. Молодцы ребята! А под руководством такого маэстро, как профессор, заслуженный артист России Сергей Юрьевич Нестеров, я надеюсь, получится очень убедительно.

– Вам нравится играть для ростовской публики?

– Ростов довольно прохладный к современной музыке. Если говорить о пути композитора, то этот город тотально закрыт. В лучшем случае – концерты в консерватории. Чтобы в Ростове что-то создать, нужна поддержка, причём на самом высоком уровне. Вдвойне сложно играть новую музыку. Проще – Шопена или Баха. Вернее, понятнее.

Ростовчанин всей душой любит свой родной город. Фото: Из личного архивa/ Алексей Хевелев.

– Но почему вы тогда не уехали? Чем для вас Ростов так притягателен?

– Людьми! Здесь живут и работают уникальные люди. У нас многонациональный город, и при этом все – ростовчане. А ещё люблю старинные улочки и парки. Здесь мои корни. Кровь, которая во мне течёт, это кровь моего города. Я обязательно посвящу Ростову-на-Дону одно из новых произведений. Но надо до этого дорасти, ведь такой махине хочется посвятить что-то по-настоящему мощное.

А ещё – река Дон. С её берегами, «кафешками», набережными. Это Кумженская роща, станица Елизаветинская, хутор Дугино, Семикаракорск, Пухляковка. Здесь же родина донского писателя Анатолия Калинина, у которого мне посчастливилось бывать в гостях. Всё это такая сила! Аж мурашки по коже! Ощущение, будто тебя к розетке подключили. Ну и конечно, здесь моя семья – супруга, брат, племянники... У меня были возможности уехать. Но для меня важны этот город, эта консерватория, места, которые меня формируют.

ФАКТ
Одна из самых ярких работ Алексея Хевелева в киноиндустрии – музыка к фильму «Руки» Руслана Кечеджияна. Картина рассказывает о ростовском скульпторе, который весь фильм лепит руки для новой работы, испытывая при этом муки творчества, находясь в доме престарелых.

Кстати, услышать концерт для фортепиано с оркестром Алексея Хевелева ростовчане смогут бесплатно 11 ноября в большом зале филармонии. Это часть программы фестиваля к 85-летию Ростовской организации Союза композиторов России (начало в 19 часов, вход свободный).