Музейные химеры. По количеству госмузеев Ростов попал в аутсайдеры

Филипп Иващенко / АиФ-Ростов

По количеству государственных музеев Ростов среди явных аутсайдеров. А полноценного выставочного зала, по сути, и вовсе нет. Регулярно показывать свои работы художникам особо и негде. Любоваться картинами приходится зачастую в дорогих арт-салонах да на аллеях парка имени Горького. Одновременно множатся и музейные химеры Дона. Не первый год (а то и не одно десятилетие!) идёт речь об открытии музеев знаменитой Фаины Раневской и императора Александра I в Таганроге, о появлении музея Александра Солженицына и др.

   
   

В том, как преодолеть музейно-выставочный дефицит, почему Ростов превращается в бескультурную столицу, отчего многими археологическими изюминками Дона не полюбуешься, разобрался «АиФ-Ростов».

Валерий Рязанов. Фото: Ростовский областной музей изобразительных исусств

«Сегодня в более чем миллионном Ростове на художника приходится лишь несколько квадратных сантиметров выставочной площади. Я не знаю ни одного большого города, где бы дела обстояли так», - с горечью говорит Валерий Рязанов, известный искусствовед, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, член Союза художников с 40-летним стажем.

О том, как Ростов дошёл до жиз­ни такой, о былой поддержке донских художников наш разговор.

Винегрет вместо искусства

- Валерий Васильевич, мы лет несколько назад беседовали с вами о том, что в Ростове НЕТ полноценного выставочного зала. Страдают и художники, которым негде показать свои картины, заявить о себе, и горожане, которые лишены возможности увидеть достойные живописные полотна своих земляков и гостей. В итоге к Ростову справедливо прилипает ярлык бескультурной столицы...

- Увы, положение нисколько не улучшается... Уже не все помнят, что вполне достойный выставочный зал был на набережной. Там проводили форумы современного искусства в масштабе области, России. Многие выставки были событием, проходили при большом скоплении зрителей. В 2000-х годах его снесли под предлогом аварийности. Обещали, что под зал отдадут другое помещение. Но посулами всё и кончилось...

На предвыборных кампаниях порой звучали заявления: мол, отдадим художникам здание кинотеатра «Прибой», ещё что-то. Но после выборов об этом забывали. Немало было сказано и о намерении создать выставочный центр в руинах Парамоновских складов. Но ведь на деле ничего нет!

   
   
Выставочный центр планировалось создать в руинах Парамоновских складов. Фото: Википедия

Что есть у ростовских художников сегодня? Один маленький зальчик на улице Горького - три стены и оконные проёмы. Вся его площадь - 136 кв. метров, это размер одной современной квартиры. Конечно, такая ситуация позорна...

Выставить всех достойных художников там физически невозможно. Это при том, что продолжительность выставок урезали до двух недель. Зрители не успевают узнать о показе, а он уже завершён.

- Музей изобразительных искусств, в котором вы работаете, старается помочь по мере сил...

- Мы, конечно же, пытаемся выручать. У нас есть 3 зала для сменных выставок. Там периодически показываем работы наших земляков и живописцев со всего Юга России. Каждый год организуем персональную вы­ставку кого-то из донских художников. Но, понимаете, это капля в море.

Да, есть ещё частный Музей современного искусства на Дмитровской. Но и он, к сожалению, на грани закрытия. От трёх этажей остался один. Но опять же этих выставочных площадей крайне мало. Потому сегодня в Ростове выставляют полотна в парках, на улицах, на каких-то стихийных показах, в подвальных кафе.

Зачастую там мешанина талантливой живописи и заурядной, а то и бездарной, порой превыше всего там эпатаж. Сориентироваться в этом море обычному человеку не под силу.

Голая правда

- Сегодня в Ростове немало и частных арт-салонов, где продают живопись. Есть ли гарантия, что вся она профессиональная, талантливая?

- Увы, нет. Всё зависит от салона. В некоторых отбирают картины, руководствуясь главным образом спросом: покупаются такие работы или нет. Скажем, сегодня хорошо берут натюрморты, пейзажи, обнажённую натуру. Жанр портрета, например, вообще в загоне. Кто сегодня будет покупать изображение другого человека, пусть даже выписанное гениально? Желающих нет.

Часто выставки проходят прямо на улице. Фото: Из личного архива

Поэтому выход один - создать в городе большой отвечающий современному уровню выставочный зал. А работать он должен под кураторством искусствоведов.

- Слышала, что художникам порой некуда пристроить работы.

- Понимаете, у донских живописцев сегодня далеко не всегда есть ощущение, что они вос­требованы. И это тоже беда. У некоторых мастеров скопилось немало серьёзных, стоящих произведений. Но куда их девать, где хранить?! На закупку картин донским музеям в по­следние годы денег дают очень мало (возможно, такова ситуация и в других регионах). Случайный заезжий галерист, который схватился за твою работу, - большая редкость.

В советские времена Ростов, область ежегодно покупали картины. Был и «соцзаказ» - приобретали полотна определённой тематики. Но покупали и просто талантливые картины.

А сегодня художники в растерянности. Они ориентируются, скажем, на то, какие работы охотно покупает богатый коллекционер. Начинают рисовать с оглядкой на его вкус, запросы, далеко не всегда высокохудожественные. Всё это ведёт к деградации живописи. Художники, пытаясь кому-то угодить, теряют квалификацию.

- И какой же выход?

- Повторюсь: нужен нормальный выставочный зал. Хоть как-то исправить ситуацию могли бы и другие меры. Наш музей предлагает на уровне города или области ежегодно выбирать, скажем, 10 лучших картин, поощрять победителей дипломами, премиями. Для художников это был бы хороший стимул. Возможно, стоит возродить и практику аукционов, которые несколько лет назад проводили на Дону. Промышленные предприятия, банки, крупные организации могли бы хотя бы изредка приобретать на аукционах картины, которые можно повесить в офисе того же банка, риэлторской конторы и пр.

Понятно, что нужно продумать и другие меры поддержки талантливых художников.

Раз в год выставки проходят в «ВертолЭкспо». А где  выставляться в остальное время? Фото: АиФ-Ростов/ Филипп Иващенко

Таланты без поклонников

- Что касается поддержки... Вы сказали, что прежде в Дон­ском регионе помогали даже живописцам-самоучкам.

- В зале на набережной Ростова разворачивали экспозиции самодеятельных художников. В Старочеркасской в 80-е годы был даже Музей народного искусства, но потом его не стало.

Вообще художников-самоучек на Дону было немало, из них выросли и потрясающие мастера! Иные работы того же Николая Медведева из Семикаракорска (художника несколько лет назад не стало) можно было спутать с картинами русских классиков. Это был простой человек без всякого художественного образования, работал где-то при клубе. Но его талант заметили. Он стал знаменит в Москве, даже за границей.

Конечно, той поддержки самородков, что была раньше, нет. А увидеть в Ростове работы того же Медведева да и талантливых профессиональных художников негде.

Мало выставочного пространства не только в Ростове, но и в области. Исчезли галереи во многих райцентрах. Раньше были передвижные выставки донского искусства. Я с ними объездил 40 районов области! Полотна мы возили даже на полевые станы. Людей просвещали. А сегодня многие от искусства отлучены.

Ещё одна потеря

26 апреля прошла послед­няя выставка в частном Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской.

В Ростове многие его любили. Музей по сути был благотворительным проектом двух бизнесменов  - Елены Левиной и Вячеслава Давыденко. Денег не брали ни с посетителей, ни с художников, которые вы­ставляли там свои работы.

В 2008-м из-за финансовых сложностей бизнесмены вынуждены были ужать музей с трёх этажей до одного. А сейчас, в кризис, предприниматели больше не в силах и один этаж  содержать.

За 10 лет в музее провели около 150 выставок живописи, графики, скульптуры, инсталляции, фотографии. Здесь старались показать интересные работы, созданные в XX - XXI веках, часто делали выставки ростов­ских художников.

С просьбой помочь спасти музей Левина написала петицию Владимиру Мединсокому, министру культуры РФ. В первые же дни её подписали несколько сотен ростовчан. 

- За 10 лет ни город, ни область ни одной копейкой не помогли нашему музею. Чтобы сохранить его жизнь, нужны небольшие суммы. Это деньги для зарплат сотрудникам, на оплату «коммуналки» и на то, чтобы готовить экспонаты к выставке - сделать рамы, выпустить хотя бы самый скромный буклетик, - рассказала Левина. - А вообще мы просим об одном - помочь нашему музею. Неужели власть не заинтересована в том, чтобы было как можно больше учреждений культуры?