Пропаганда – оружие невиданной силы. Сегодня в этом пропали всякие сомнения, глядя на отражение реальности в средствах массовой информации, особенно западных. Но создание образа врага – вовсе не современное изобретение.
Какими чертами в СМИ и искусстве наделяли казаков на протяжении последних нескольких столетий, поговорили с историком, создателем и владельцем коллекции КВЦ ДГТУ «Донская казачья гвардия» Николаем Новиковым.
Меховая шапка и отрубленная голова
Первые изображения казаков иностранцами датируются XVII веком. Гравюры, посвящённые противостоянию запорожских казаков и поляков, создавал голландский живописец Абрахам ван Вестерфельд, который был свидетелем событий народно-освободительной войны 1649—1651 годов. Его образы казаков сложно назвать пропагандистскими: хотя он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, отражал в зарисовках то, что видел своими глазами – казацких послов и жаркие схватки конниц.
Образ страшного казака впервые в глазах европейцев возник в процессе русско-турецких войн.
«Изображения казаков были пугающими: зверский оскал, меховые одежды, отрубленная голова турка на пике. Целью таких картинок было устрашение европейцев, то есть это уже были элементы пропаганды. Такое искусство было в ходу с XVIII века», – считает Николай Новиков.
Особенно плодовитым в этом плане оказался период наполеоновских войн. Например, в войне 1812 года участвовали около 90 тысяч казаков в составе 141-го казачьего и национального конного полков. Ни одно крупное сражение не обошлось без их участия, и, естественно, это произвело на противника неизгладимое впечатление.
«Во время и после войны во Франции было популярно изображать казаков дикими варварами, которые едят младенцев и насилуют женщин. Очень часто они представали в виде мародёров. Такие образы появлялись на карикатурах и плакатах, которые выполняли роль наглядной агитации. И, конечно, французские художники вносили свою лепту. Излюбленный приём изобразить, например, как казаки грабят деревню, тащат гусей, уток, воруют овец. Да и само слово казак европейцев, особенно, после того, как они побывали в России в составе армии Наполеона, приводило в ужас», – рассказывает Новиков.
Стоит отметить, что живописцы не сильно грешили против истины. С врагами казаки особо не церемонились. Во время отступления армии они были в арьергарде, то есть прикрывали тылы. А на передовой – в первых рядах. Поэтому французы могли наблюдать бесстрашие казаков воочию.
«Возвращение из похода с трофеями, действительно, давняя воинская традиция, и не только казачья, – продолжает историк. – Многие и на войну-то отправлялись в надежде эти трофеи раздобыть. Осталось немало воспоминаний о том, что у пленных или убитых казаков французы находили вилки, ложки, даже встречалось упоминание о наборе хирургических инструментов. Казаки, действительно, не брезговали военной добычей, поэтому их так и изображали».
А-ля казак
Образ казака изменился, когда русская армия вошла в Париж. По словам Николая Новикова, в Европе в десятых годах XIX века возникла даже своеобразная мода на казаков: «Широко известна серия акварелей художника Георга Эммануила Опица «Казаки в Париже». Живописец вошёл в столицу Франции вместе с австрийскими войсками и передал жизнь города во время пребывания здесь победителей. Одна из работ, кстати, демонстрирует как раз казаков, рассматривающих французские карикатуры на самих себя и смеющихся над ними. Сюжеты остальных – это то, что французы наблюдали своими глазами. Вот казаки знакомятся с парижанами, играют с детьми в садах, целуются с француженками, покупают лошадей, купаются голышом в Сене, жарят шашлык на Елисейских полях, пляшут на улицах Парижа. А после ухода русской армии у французов, законодателей мировой моды, появляются среди нарядов широкие казачьи шаровары, а мужчины начинают отпускать бороды. Этот стиль получил свое название – а-ля казак».
«Злой казак» на сцену выходит в следующем акте – в начале Крымской войны 1853—1856 гг. Когда французы вместе с англичанами и турками выступают против России, снова приходит время пропаганды в изобразительном искусстве. Новых приёмов в то время не появляется. Французские и английские живописцы идут по уже обкатанному сценарию наполеоновских времен: казаки – это грабители, мародёры, насильники и убийцы.
«Вектор меняется во времена Александра III, когда отношения налаживаются, и многие европейские художники приезжают в Россию, делают различные зарисовки русской жизни. Например, французский художник Эдуар Детайль делает несколько альбомов с зарисовками русской императорской армии и гвардии, в том числе казаков. Я считаю, что это один из лучших мировых баталистов всех времён, одна из его картин сейчас находится в Русском музее», – рассказывает Новиков.
Французы становятся союзниками России, учащаются обоюдные визиты, во Франции снова мода на русских – выходит сразу несколько альбомов с изображениями русской армии, российских пейзажей в положительном ключе.
Казачий богатырь Крючков
Начало Первой мировой войны ознаменовалось взрывом германской пропаганды, которая, конечно, не обошла вниманием и казаков. Массово выпускаются открытки пропагандистского толка, на которых казаки убегают от немецких или австрийских кавалеристов.
«Казаки отличались своей храбростью и редко отступали. Наоборот, за ними числилось немало славных дел, и, скорее, австрийская кавалерия уносила ноги от казачьих войск. Но Германии и Австрии нужно было чем-то поддерживать дух своих войск. Поэтому художники работали, засучив рукава, чтобы показать, что у них всё хорошо, они побеждают. К слову, российская сторона отвечала тем же: были целые бригады фронтовых художников, которые рисовали, в том числе и казаков», - отмечает Николай Новиков.
По его словам, именно они сделали узнаваемым образ Козьмы Крючкова в начале Первой мировой войны. Этот донской казак в течение одного боя в 1914 году уничтожил пикой и шашкой 11 немцев. На рисунках российских художников его подвиг выглядит сказочным, а сам он предстаёт почти былинным русским богатырём. Как сейчас бы сказали, Крючков был распиарен на всю страну. Выпускались конфеты, сигареты, журналы, открытки с его изображением.
После революции негативным образ казака делали уже сами советские власти. Хотя порой случались и отступления от этой линии партии.
«Красная власть, хотя и объявила казака врагом во время Гражданской войны, но в пропаганде всё же старалась сделать «реверанс» в его сторону, чтобы перетянуть казачество к себе. Были популярны плакаты с призывными слоганами типа «Казак, ты с кем, с нами или с ними? Казак, ты за буржуев не сражайся, сражайся за народ!». Белое движение в это же время публикует плакаты с разорёнными Красной армией казачьими страницами, убитыми стариками, женщинами и детьми. Потом было расказачивание, когда казаки были в своей стране объявлены вне закона, их даже не призывали на военную службу. А вот перед Великой Отечественной войной, задумавшись об обороноспособности страны, власть снова начинает заигрывать с казаками. Отменяются все запреты, формируются казачьи кавалерийские части, даже целые дивизии. И в них появляется традиционная казачья форма Дона, Терека, Кубани. Всё это также находит своё отражение на плакатах, в периодической печати.
Что касается Европы и США, то тогда здесь тоже в своих интересах пытались разыграть казачью карту. После Гражданской войны за рубежом появилось несколько эмигрантских казачьих течений. Были монархисты, сепаратисты, те, кому нравилась идея страны Казакии. Некоторые попали под влияние Германии во время Второй мировой войны, их немецкая пропаганда использовала для привлечения казаков на сторону гитлеровской армии.
«Что касается американской пропаганды, она образ казаков в то время использовала незначительно, но были аналогичные попытки поддержать стремление к созданию своей Казачьей республики, но под американским знаменем. Делалось это для того, чтобы развалить СССР. Например, сразу после войны появлялись плакаты, изображающие бегущих с оружием казаков на фоне американского флага и с подписью «За свободную Россию». Но особой реакции на эти уколы пропаганды не последовало», — говорит Новиков.
Сказ о Бабае
И о казаках забыли на долгие годы, в том числе и в своей стране – словно стёрли ластиком все воспоминания. Интерес возник только после развала Союза, когда в СМИ появились различные репортажи о возрождающемся в России казачьем движении. Нельзя сказать, что казакам шли они только на пользу. Именно тогда и возник образ ряженных - вечно пьяных бузотёров в казачьих фуражках и с ногайками, который на долгое время закрыл от общества образ настоящего казака – патриота и воина.
А в 2014 году российские СМИ за малым не повторили успех своих коллег столетней давности, едва не создав нового Козьму Крючкова.
«Во время присоединения Крыма журналистами был распиарен образ кубанского казака Бабая (настоящее имя Александр Можаев). В отличие от Крючкова в совершении воинских подвигов он замечен не был, в основном общался с журналистами и фотографировался, но пропаганда его поддержала. Он стал героем репортажей и статей, его образ появлялся на плакатах и баннерах, выпускались даже игрушечные солдатики «Казак Бабай». Но очень массовым это явление не стало», – вспоминает эксперт.
Что касается иностранной пропаганды, то отдельно казаков она сейчас не выделяет, говорит Новиков, поток негативной информации направлен на всю Россию. Возможно, считает историк, всё впереди, поскольку сегодня идёт речь о создании новых казачьих войск, которые отправятся участвовать в спецоперации, а значит, появится новый образ казака в интерпретации разных сторон. Каким он будет, покажет время.