Мастер кино и купчиха Маргарита. Историк об изнанке ростовских легенд-2

Красивый особняк на углу Большой Садовой и Халтуринского в Ростове окутан легендами. © / Юлия Морозова / АиФ-Ростов

«АиФ на Дону» продолжает развенчивать ростовские байки о жизни города в прежние времена.

   
   

Какое на самом деле отношение имеет сценарист Ханжонков к Ростову-на-Дону, так ли ветрена была многодетная мать Маргарита Чернова, якобы получившая в подарок особняк – на эти и другие вопросы о прошлом донской столицы ответил историк, писатель и журналист Сергей Кисин.

Синема в цилиндре

В Ростове на проспекте Будённовском открыли памятник отцу российского кинематографа Александру Ханжонкову.

На постаменте надпись: «Ханжонков Александр Алексеевич, организатор и руководитель первого русского кинопредприятия. Детство и юность прошли в городе Ростове-на-Дону».

Размещение у гостиницы «Маринс Парк Отель» неслучайно - авторы памятника, а затем и экскурсоводы наперебой рассказывают, что расположенная напротив скульптуры (через проспект) школа №43 (бывшая гимназия 3-го класса) как раз и есть то место, в котором будущий отец российского кино осваивал азы грамотности.

«В Википедии уточняется, что Ханжонков «учился в Андреевской гимназии Ростова-на-Дону». Что является апофеозом ростовской кинематографической мифологии, - говорит Сергей Кисин. - Но гимназия Александры Андреевой, увы, женская. К тому же располагалась она не на Таганрогском проспекте, а на втором этаже известного дома Максимова на Старом базаре, где квартировала первая городская управа Ростова.

Более того, первое упоминание в справочниках о появлении этой прогимназии (образовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов) 1905 года. Наш же герой уже в 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище в чине подхорунжего, а в 1905 году уже после русско-японской войны вышел в отставку в чине подъесаула».

   
   

Да и «детство и юность» провести в Ростове отец российского кино никак не мог. Семья Ханжонковых обитала в родовом поместье в Верхне-Ханжёнковском близ Макеевки. Где, собственно, и прошли детство и юность до юнкерского училища.

В исследовании Сергея Сафронова рассказывается о том, как его отец, уже будучи отставным офицером, продав остатки поместья, увёз семью в Ростов-на-Дону.

Здесь семья приобретает фотоателье - бывшую «Фотографию Б. Петрыковского». То есть, в Ростове Александр Ханжонков появился и впервые попал на сеанс в «биограф» Штреммер на Большой Садовой уже сложившимся женатым господином, отцом семейства (в 1901 году у него родился сын), а отнюдь не школяром.

Собственно, ростовский период жизни Ханжонкова был совсем коротким. Впечатлившись от просмотра сразу четырёх кинолент за один сеанс (длительностью по 10 минут), он уехал в Москву, откуда и начался его путь к киноолимпу. Что, конечно же, ничуть не умаляет роль отставного подъесаула в российском кино, начало которому было положено в Ростове.

Музыкальная шкатулка

Одним из, вероятно, самых любимых мифов ростовцев является история красивого особняка на углу Большой Садовой и Халтуринского.

По мифу, его якобы в 1899 году миллионер Парамонов подарил своей пассии, актрисе Маргарите Черновой. Миф не уточняет, кто из Парамоновых оказался столь расточительным и где актрисовала г-жа Чернова. Особняк был средоточением богемной жизни Ростова, здесь ставились спектакли, выступали заезжие знаменитости в лице Фёдора Шаляпина, Арсения Корещенко, Николая Гумилёва, Евгения Шварца, на балконе играл оркестр.

«Однако простое сопоставление фактов эту городскую легенду разрушает напрочь, - разводит руками Сергей Кисин. - Богомольный Елпидифор Парамонов к этому времени уже был в летах Мафусаила, и на интрижки просто не способен, младший сын шалопай Николай Парамонов учился в Петербурге и средств просто не имел, а старший сын Пётр был женат и как раз управлял империей отца, но в связях, порочащих его, также замечен не был».

Впрочем, владелицей особняка была не Маргарита, а её супруг - известный нахичеван­ский купец 1-й гильдии Николай Чернов. Чета была дружная, прижившая сразу восьмерых детей. На момент строительства особняка Маргарите Черновой было уже 35 лет и никакой актрисой она, конечно, не была. Да и в средствах не нуждалась при таком муже.

Так что оставим ненужные романтические иллюзии. В остальном же всё правда. Дом Черновых действительно был богемной меккой, и двери его не закрывались для людей искусства.