Легенды и байки цирка. Почему Юрий Никулин не выступал в Ростове?

Цирк Ростова-на-Дону принимал самых известных артистов © / Википедия

Циркачи верят, что манеж не принимает случайных людей. Ему нужно служить, поклоняться и даже жерт­вовать. Неудивительно, что за кулисами можно услышать самые необыкновенные легенды и байки.

   
   

Обида гения

Несмотря на то, что в советские годы Ростовский цирк считался одним из лучших в стране (новёхонький, открытый после грандиозного строительства в 1957 году), с определённого момента в нём не выступал знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. Причём делал он это принципиально.

Татьяна и Юрий Никулины Фото: kino-teatr.ru

Ходит молва, что всему виной стал конфликт народного любимца с тогдашним руководством цирка.

Увидеть Никулина на сцене очень хотела местная партийная верхушка. Клоуна пригласили на гастроли, оставалось лишь обсудить организационные моменты. В это время Юрий Владимирович выступал в Сочи. И самолёт, на котором его труппа возвращалась в Москву, приземлился на дозаправку в донской столице. Пользуясь моментом, актёр решил сразу уточнить все вопросы. Прямо из аэропорта он позвонил директору цирка Рубену Тараеву и пригласил его подъехать, ведь улететь гастролёры могли в любой момент.

На что номенклатурный работник, недавно занявший руководящий пост, высокомерно заметил, что негоже ему, такому важному лицу ехать по первому свистку клоуна. По статусу не положено. Пусть берёт такси и сам едет в кабинет начальника.

Говорят, что Никулин ответил резко и кратко. Буквально тремя всем известными словами. И после этого сам себе пообещал, что больше в Ростов ни ногой. Так оно и вышло.

На арене - зять Брежнева!

Тот самый уникальный номер Фото: Википедия

На здании Ростовского цирка внимательные ростовчане могут увидеть мемориальную доску Евгению Милаеву, эквилибристу, который придумал уникальный номер.

   
   

Повторить его не удалось даже мастерам из Цирка дю Солей. Артист, лёжа на спине, ногами удерживал 9-метровую лестницу, на вершине которой также с лестницей лежал его партнёр. На это 18-метровое сооружение взбиралась гимнастка и под куполом делала стойку.

Говорят, что во время этого номера публика боялась даже дышать, не то что аплодировать, но зато после зал взрывался овациями.

К сожалению, сегодня потомка известного казачьего рода из Белой Калитвы знают разве что как первого мужа Галины Брежневой.

Двадцатилетняя дочь Леонида Ильича влюбилась в 40-летнего красавца именно в цирке, увидев его на арене. Брежнев хорошо относился к зятю, более того, продвигал его по карьерной лестнице. Милаев  сразу стал директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

Везло поначалу и в семейной жизни. Галина заменила двум детям Милаева (его первая жена умерла при родах) родную мать и  до конца жизни поддерживала с ними тёплые отношения.

Но спустя десять лет брак распался из-за… знаменитого иллюзиониста Игоря Кио, который стал очередным любовным увлечением Галины. Евгений Тимофеевич тяжело переживал измену любимой женщины и  не мог от неё оправиться до конца жизни.

Совсем скоро он умер. Вернее, угас. Могучий, как скала, 120-килограммовый богатырь за считанные месяцы превратился в слабого старика, которого вскоре не стало.

Донской джигит

У народной певицы Лидии Руслановой была любимая фотография, на которой она и трое офицеров стоят у Рейхстага в дни победы в мае 45-го.

Это фото часто появлялось в печати, его также крутят по каналам каждый юбилей артистки. А ведь слева от неё на этом снимке - гордость земли дон­ской,  создатель отечественной верховой школы цирковых наездников, создавший неповторимые номера, гремевшие на весь мир - Михаил Туганов.

Собирая труппу, он месяцами колесил по станицам в поисках самых отчаянных молодых наездников. Так появился знаменитый конный «Донской казачий ансамбль». На их первые гастроли в Москве невозможно было достать билетов. Слава о ребятах, вытворяющих чудеса на скаку, летела впереди артистов. Но представления в столице оборвала война.

Русланова и Туганов - у стен Рейхстага Фото: Википедия

В июне 1941 года Туганов решил добровольцем отправиться на фронт. Вслед за своим наставником, прямо с манежа, после очередного выступления, ансамбль, распевая казачьи песни, в полном составе покинул цирк. В первых же боях погибли сразу одиннадцать всадников.

Осенью 41-го чуть не угодил под пулю и сам Туганов. А спас его коронный трюк!

Михаилу Николаевичу приказали доставить важное донесение командиру крупного соединения. Ситуация осложнялась тем, что месторасположение частей не­однократно менялось, куда именно ехать, он толком не знал. Взяв своего вороного любимца Энзели, капитан отправился в путь. В поисках нужного соединения красноармеец влетел на своем скакуне в деревню Ефимовку, не подозревая, что её буквально за несколько часов до этого заняли фашисты.

Гитлеровцы настолько были удивлены всадником на взмыленном коне, что не сразу стали палить по нему. Туганов успел развернуться. Но вскоре в спину ему полетел град пуль. Спас кавалериста  один из приёмов джигитовки, который так любили зрители. Он сделал «обрыв»,  откинувшись назад, практически касаясь земли руками. Раненый боец в итоге  донесение  доставил.

К концу войны, стараясь сохранить уникальный коллектив, военное начальство переформировало конную группу в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. Свой последний концерт они дали у дымящихся стен павшего Рейхстага.

К сожалению, после демобилизации выйти на манеж первый состав «Донского казачьего ансамбля» так и не смог. Одних не бы­ло в живых, другим мешали увечья. И Михаилу Николаевичу снова пришлось отправляться в донские станицы в поисках самородков. 

Редакция благодарит за информационную помощь создателя Ростовского музея циркового искусства Дмитрия Артемьева.

Кстати
Первый в мире номер на воздушных ремнях придумал главный режиссёр Ростов­ского цирка Владилен Левшин. Его исполнили гимнасты, братья-близнецы Пантелеенко. В газетах писали, что это балет в воздухе. Номер переняли европейские и американские цирки, которые используют его до сих пор.