Корреспондент «АиФ-Ростов» встретился с внуком писателя Александром Шолоховым, директором Государственного музея-заповедника М.А Шолохова, который рассказал о новых проектах – международной российско-кубинской выставке «Шолохов и Хемингуэй», выездном показе экспонатов музея «Государственного Эрмитажа» в Ростове-на-Дону.
Из «Эрмитажа» в Ростов
Виталий Колбасин, «АиФ-Ростов»: Александр Михайлович, какие новшества ожидают почитателей Всероссийского литературно-фольклорного праздника «Шолоховская весна»?
Александр Шолохов: Основной день торжеств пройдёт 23 мая по традиции в станице Вёшенской. Обычно приезжает около 30 тысяч гостей со всей России, во время 100-летнего юбилея побывало около 100 тысяч. Очевидно, что нынешний год 110-летия – ударный, а, значит, и наплыв людей ожидается больше, чем в обычные годовщины.
Среди главных новшеств празднования назову три. Первое – выставочный международный проект «Шолохов и Хемингуэй», который согласован с послом Кубы в России и состоится на уровне государственной программы.
Второе – за неделю до основных торжеств в Ростове-на-Дону откроется выставка «Государственного Эрмитажа». И третье – в этом году появится трибуна на полторы тысячи человек, с которой можно будет посмотреть гала-концерт на набережной реки Дон.
«Эрмитаж» представит свои сокровища, относящиеся к казачьей старине. Это предметы высшей исторической значимости, которые не видели сами посетители «Эрмитажа», потому что коллекции достаются из архивных фондов специально для ростовской выставки.
Что касается новой трибуны, то она позволит максимально задействовать все береговое пространство для посадочных мест. До этого на временных трибунах могли комфортно смотреть представление около 400 человек. Конечно, тысячи желающих мы не в состоянии рассадить в кресла, да и приезжие уже привыкли к тому, что рассаживаются прямо на склоне, но с другой стороны, эти люди которые сядут на переднем плане, дадут возможность смотреть представление зрителям и на заднем плане.
Российско-кубинская выставка
- Как возникла идея создать выставку «Шолохов и Хемингуэй» и в чём её суть?
- На Кубу я попал около десяти лет назад, читал лекции в гаванском университете и, естественно, не мог не побывать в усадьбе «Вихия» Эрнеста Хемингуэя, которая находится рядом с Гаваной.
Эту усадьбу, а теперь там дом-музей, Хемингуэй купил еще до Второй мировой войны. Жил там сначала сезонно, а затем и постоянно, его жизненный путь прервался именно в этом месте.
Когда я первый раз оказался в усадьбе, то возникло странное чувство, ощущение, что я нахожусь дома в Вёшенской, доме моего деда.
В усадьбе американского писателя для туристов создан своеобразный режим посещения. В одноэтажном доме все окна открыты, и вы ходите вокруг, заглядывая внутрь. Но нашей российской делегации сделали исключение и разрешили войти вовнутрь, заметив, что последний раз это делали для британской королевы.
Ещё тогда у меня в глубине души возникла идея соединить воедино двух писателей.
В усадьбе «Вихия» ничего общего с Домом-музеем Шолохова в Вёшенской я не увидел ни в архитектуре, ни в убранстве, ни в обстановке дома и комнат.
Но ловил себя на мысли, что какие-то человеческие штрихи, похожие на дом писателя в Вёшенской, появляются из деталей планировки, размещения предметов, набросанных книг. Вся творческая обстановка создавала удивительное ощущение, что я нахожусь в Вёшенской.
После решил глубже заглянуть в творчество Эрнеста Хемингуэя и выяснил, что это два удивительных похожих друг на друга человека.
Писатели-гуманисты
- Что общего в творчестве двух писателей?
- Они оба прошли Вторую мировую войну. Война стала одной из основных темой их творчества или, правильно сказать, человек – в экстремальных условиях, человек на изломе судьбы.
В их произведениях человек, находящийся на жизненном сломе, остается человеком. Если брать раннее шолоховское творчество, то его произведения настолько трагичны, что кажется всё – конец жизни. В рассказе «Родинка» отец, убивший сына, стреляется сам. Все погибли, ужас…
И в то же время, прочитав рассказ, ты выходишь из него с пониманием того, что жить надо, и это не конец. Даже образ покончившего с собой атамана проясняется, появляется понимание того, что семья – это главное, и читатель находит в герое человеческие черты. Правда, герой заканчивает не самым лучшим образом свою жизнь. Но его самоубийство не оставляет в нас разочарование и отчаяние. Его поступок, наоборот, подтверждает, что человек даже в крайних условиях должен оставаться человеком. Почему об этом так долго говорю? У Хемингуэя то же самое в произведениях, те же мотивы. Это чтобы понимать, с каким настроем мы подошли к нашему международному проекту.
Охота, рыбалка, вино и женщины
- Были ли знакомы Шолохов и Хемингуэй?
- Они не пересекались в жизни, но есть отзывы и одного, и второго друг о друге. Шолохов очень высоко высказывался о творчестве Хемингуэя, а Хемингуэй однажды сказал, что «Судьба человека» – это лучший рассказ XX века.
Писатели похожи друг на друга не только в творчестве, но в жизни, в увлечениях. Они оба заядлые рыбаки, охотники, путешественники. Оба любят жизнь, вино, женщин. Это люди, живущие полной жизнью. И, наконец, – это два нобелевских лауреата, которые получили награду за художественное содержание, художественное раскрытие произведений.
Нобелевские дипломы – тоже произведение искусства. Они исполняются художником в единственном экземпляре. Если эти два диплома рядом поставить – это уже готовая выставка.
Я надеюсь, на выставке будут эти два диплома. Также представим предметы жизни и быта писателей, обязательно предметы, характеризующие их хобби – рыбалку и охоту. Подготовка к этому проекту займет весь год. Планируем провести выставку и на Кубе, и в России в конце 2015 года, объявленного Годом литературы.