«Москва слезам не верит»
«Гараж», «Осенний марафон», «Москва слезам не верит», – эти и другие культовые фильмы советской эпохи в начале 80-х прошлого века мне посчастливилось смотреть именно в «России». Кинотеатр – в пяти минутах ходьба от здания Ростовского государственного университета (сейчас ЮФУ), где учились будущие журналисты. Как и студенты других факультетов, мы порой сбегали с лекций, чтобы попасть в кино.
В «Россию» ростовчане ходили на эстрадные концерты, возле неё назначали свидания, фотографировались на память. «Россия» была центром притяжения отдыхающих в парке имени Горького почти 50 лет. О былом величии синематографа теперь напоминает лишь фасад, оставшийся после демонтажа здания.
Кинотеатр «Россия» – объект культурного наследия регионального значения. Построен по проекту архитектора Льва Эберга. Здание открыто 5 ноября 1959 года.
«Россия» стала первым на юге СССР панорамным кинотеатром.
В середине 90-х годов в «России» разместился Центр Кима Назаретова, и наряду с демонстрацией фильмов здесь проводились музыкальные вечера.
Конечно, сегодня – в век интернета, нет проблемы посмотреть любой фильм, даже не выходя из дому. Печально другое: разрушен объект культурного наследия регионального значения. На архитектурном лице донской столицы появилась уродливая оспина. Можно сколько угодно об этом сожалеть, но – Москва слезам не верит. Нужны конкретные дела по восстановлению объекта. Забегая вперёд, скажем, что – по мнению главного архитектора Ростова-на-Дону, восстановить «Россию» «один в один» уже не удастся.
ГОМЭЦ и «Эпоха» – тоже эпоха
Интересно, что до «России» на том же участке земли в 1935 году было построено здание театра Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ). Зрительный зал театра ГОМЭЦ был рассчитан на 1600 зрителей. Помимо него и других театральных помещений здесь имелись ресторан, читальня и комната отдыха. В фойе был установлен большой мраморный фонтан. Авторами проекта являлись отец и сын – Леонид и Лев Эберги.
В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, что подтверждается аэрофотосъемкой, сделанной весной 1943 года.
В 1953 году был разработан проект восстановления ГОМЭЦ, но уже в виде летнего кинотеатра «Эпоха» на 600 мест. Автором этого проекта стал Эберг-младший. Проект был выполнен в ярко выраженной неоклассической стилистике, столь характерной для послевоенных лет. Однако ему не суждено было осуществиться.
В это время в советской архитектуре избавлялись от «архитектурных излишеств». В таком стиле и был разработан новый проект – теперь уже панорамного кинотеатра. Он получил название «Россия». Его зрительный зал мог вместить 960 человек. Это здание дошло до наших времён. Правда, о кинотеатре сегодня напоминает лишь оставшийся после демонтажа фасад.
Как разобрали «Россию»
С 2005 года собственник объекта культурного наследия – ОАО «Киноконцертный комплекс «Россия» (учредители – администрация города и ОАО «Ростдонавтовокзал»). Летом 2007 года он представил в Министерство культуры Ростовской области проектное предложение «превращения» старого кинотеатра в современный киноконцертный комплекс. Проект согласовали. А через несколько месяцев утвердили и обоснование демонтажа кинотеатра – в связи с аварийным состоянием. Правда, с оговоркой – восстановить в соответствие с проектом.
Четыре года пролетели, как один день. Менялись нормативы и обстоятельства, выдавались и продлялись разрешения – реконструкция кинотеатра велась пока только на бумаге. А в сентябре 2012-го выяснилось: уже начат демонтаж здания. За такую самодеятельность, судя по ответу замминистра культуры Ростовской области Ивана Грунского на запрос «АиФ-Ростов», собственника привлекали к административной ответственности. Ему даже предписывали «выполнить воссоздание объекта культурного наследия». Но не тут-то было.
Инвестор – ОАО «Ростдонавтовокзал», решил предложить свой проект реконструкции «России», по которому кинотеатр становится уже культурно-развлекательным комплексом. По новой задумке на месте «России» планируется возвести девятиуровневый комплекс с двумя подземными и семью надземными этажами, с несколькими кинозалам, джазовым Центром им. Кима Назаретова – а это зрительный зал на 400 мест, кафе и другими заведениями.
Однако научно-методический совет при донском Минкультуры не утвердил такой проект, поручив «откорректировать масштаб стройки и художественный облик фасадов». Специалисты посчитали, что семиэтажное здание не впишется в парковую зону и будет «давить» на окружающую среду. Проект ещё дорабатывали, вносили новые предложения и обсуждали, Только на заседании коллегии Администрации Ростова его рассматривали уже пять раз.
Тем временем «Россия», точнее – груда камней за стеной её фасада, терпеливо ждала своей участи, зарастая бурьяном.
Продал – обеднел
Не так давно ситуация кардинально изменилась. Исполнительный директор ОАО «Киноконцертный комплекс «Россия» Юрий Хортов сообщил о новом решении: заморозить проект 2012 года и вернуться к варианту 2007 года. Работу над ним планируется завершить до 15 января 2015 года, после чего документация будет передана в государственную экспертизу. К середине апреля инвестор намерен собрать необходимый пакет документов и приступить к реконструкции. На строительно-монтажные работы может уйти два года. А пока по «графским развалинам» кинотеатра будут гулять коты…
Есть такая народная мудрость: купил – разбогател, продал – обеднел. Когда-то «Россия» была муниципальной собственностью. Можно было напрячься, найти ресурсы, восстановить здание, но не отказываться от него. Есть имущество, которое город продаёт – подвалы, этажи ничем не примечательных зданий, с которыми не жалко расстаться. Но «Россию» местной власти нужно было реконструировать и сохранить самостотельно.
Главный архитектор Ростова-на-Дону Владимир Гейер, бывавший в «России» на джазовых концертах Кима Назаретова, считает:
«Судьба нерядового кинотеатра сложилась так, скорее всего, из-за чисто организационных ошибок и их последствий: у муниципалитета выстроились сложные взаимоотношения с новым собственником - через инвестиционное соглашение. Проект восстановления «России» 2007 года мне, как жителю города и главному архитектору, не нравится. Но хорошо, что к нему вернулись, что в центре Ростова не будут строить 9-этажного монстра. Только первый проект ещё нужно довести до совершенства, устранить шероховатости, «причесать» – пока он на бумаге, это можно и нужно сделать».