Скандальная история главного донского собора

   
   

К официальному названию Свято-Вознесенского собора обычно прибавляют определение Войсковой и недаром. Величественный храм изначально возводился в качестве соборной церкви Войска Донского, где воины Христовы, как именовали себя донцы, могли бы помолиться о павших в походах братьях и вознести хвалу Господу за дарованную победу. Строительство собора началось практически одновременно с основанием Новочеркасска. Отец города - легендарный атаман Матвей Платов изначально решил, что главный казачий храм должен стать самым большим в империи. Сказано - сделано. Не поскупившись на средства, для строительства собора на Дон пригласили одного из главных и самых дорогих архитекторов Петербурга - Алоизия Руску, прославившегося отделкой царских дворцов. Подумав, итальянец представил эскиз: по его проекту самый большой в стране собор должен был иметь кубическую форму с  огромным центральным куполом и фронтон с шестиколонными портиками. Получалось и в самом деле красиво, хотя знатоки сразу же нашли в проекте итальянского мастера несколько изъянов. Во-первых, предложенный вид собора был далёк от привычной и понятной казакам архитектуры, во-вторых, спереди он что-то уж сильно напоминал римский собор Святого Петра - главную святыню католичества. Однако Платова подобные обстоятельства не смутили. В 1805 году, в святой праздник Вознесения Христова, атаман торжественно заложил в основание будущего храма первый камень.

«Храму грозит величайшая опасность»

Однако строительство сразу же пришлось остановить: как оказалось, вокруг ещё требовалось провести земляные работы. Лишь спустя шесть лет на площадь снова пришли каменщики. Но тут как назло грянула война с Наполеоном - работы отложили до победы. Потом выяснилось, что не хватает стройматериалов, пришлось разрабатывать карьеры. Когда же закончили, оказалось, что престарелый Руска уехал на родину и продолжать строительство некому.

В том, что незаменимых людей нет, в России были уверены и два века назад. Возводить собор поручили войсковым архитекторам, которые «для пользы дела» сразу же нашли, что улучшить в проекте иноземца. Для начала решили заменить стройматериалы, решив закупать камень у знакомых местных подрядчиков: так, мол, дешевле и лучше.

Лучше, однако же, не получилось. В 1828 году под одним из окон по стене пошла трещина. Войсковой архитектор Фомин клялся наказному атаману Кутейникову, что ничего страшного не произошло, трещину за день замажут рабочие. Тем не менее верный принципу «доверяй, но проверяй» атаман решил подстраховаться, пригласив через Министерство внутренних дел независимого архитектора Колодина.

Излазив стройплощадку, Колодин был вне себя от ужаса и гнева. По его словам, замена стройматериалов привела к катастрофическому нарушению прочностных характеристик, так что выход остаётся один - разобрать стены до основания и строить собор заново.

Резюме архитектора ввергло атамана в уныние. Разобрать собор, строительством которого интересовался сам император, значило вызвать грандиозный скандал. Решив, что Бог не выдаст, свинья не съест, Кутейников приказал продолжать работы.

Господь к казакам оказался милостив - обрушения не произошло. На завершение храма ушло ещё восемнадцать лет. Осталось лишь свести купола, когда в 9 часов вечера 29 августа 1846 года практически готовый собор рухнул, превратившись в груду камней.

Узнав о случившемся, император Николай приказал обломки убрать и, помолившись Богу, начинать строительство заново.

Стройка века

Возводить новый собор решился архитектор Константин Тон. Его проект был принят на ура, но стоимость строительства оказалась настолько огромной, что от идеи пришлось отказаться. Тогда за дело взялся академик архитектуры Иван Вальпред. В ноябре 1850 года произошла закладка, на которой присутствовал лично цесаревич, будущий император Александр II. На этот раз строительство собора шло быстрее, заняв всего тринадцать лет. В городе уже готовились к торжественному освящению храма, когда произошло непредвиденное: в ночь с 10-го на 11 июля 1863 года земля в Новочеркасске снова затряслась от грохота падающих каменных глыб. Рухнул главный купол собора, потянув за собой пять боковых сводов.

ЧП, в первый раз воспринятое как трагедия, теперь уже стало походить на фарс. В Новочеркасск примчалась императорская комиссия, которая, впрочем, не нашла виноватых. Однако неофициально шептали, что причиной всему торопливость наказного атамана Хомутова, который приказал завершить строительство собора к своему пятидесятилетию. Вот авральный режим и вышел боком.

В руинах главная площадь столицы казачества оставалась ещё почти двадцать лет. Как ни предлагали власти всем желающим либо достроить храм, либо разобрать обломки, купцы бежали от таких уговоров как чёрт от ладана. Оглашённое в 1880 году решение снести всё подчистую и построить собор в третий раз было воспринято в империи как шутка. Тем не менее в 1891 году работы начались. Автором третьего проекта выступил архитектор А. Ященко. Понимая, что ещё одно обрушение - это уже перебор, власти установили строжайшее наблюдение за качеством стройматериалов, поручив контроль за ведением работ грозному Военному министерству. Однако надзирать, как вскоре выяснилось, нужно было не только за качеством, но и за количеством. В 1896 году в дальнем углу стройплощадки случайно обнаружились припрятанные кем-то 600 тысяч штук кирпича. Проверка показала, что они уже давно должны были лежать в фундаменте храма, теперь же получалось, что кто-то снова поставил собор под угрозу обрушения, решив пустить налево казённый кирпич. В результате инженерам пришлось спешно вносить коррективы в проект, облегчая вес собора. Расхитителя же так и не нашли.

Как ни старались, в намеченный срок завершить строительство не удалось. Работы по отделке и росписи храма закончились лишь к лету 1904-го. А затем ещё год откладывали освящение, ожидая приезда императора Николая II. Однако царь всё никак не ехал на Дон и собор наконец решили открывать без него. 18 мая 1905 года настал момент, которого ждали ровно сто лет: под колокольный перезвон в храм вошли священники.

Второе рождение

   
   

Второе солнце Дона - так с первых же лет после завершения строительства начали называть собор. Причиной тому стали купола собора, изготовленные из позолоченной меди. Эффекта добавлял венчающий главный купол крест, инкрустированный богемским горным хрусталём.

В революцию собор был разграблен, но второе солнце продолжало сиять. Лишь в середине тридцатых с куполов безжалостно сорвали позолоченные листы, превратив главный храм уничтоженного Донского войска в зернохранилище для местного пивзавода. Только в семидесятых годах искусствоведы смогли добиться проведения реставрационных работ. Однако власти согласились привести в порядок лишь фасадную часть памятника архитектуры, оставив «очаг религиозной пропаганды» с других сторон в ветхости и разрухе. Вплоть до начала девяностых собор продолжал разрушаться, пока не началось его полноценное восстановление. Осушили фундамент, приведя в порядок нижние подвалы с расположенными в них усыпальницами великих донских атаманов, побелили и покрасили стены. В середине девяностых годов началась масштабная реставрация. Сегодня собор сверкает свежей побелкой и, как прежде, блещет золотыми куполами. Впрочем, сделать осталось не меньше, никак не удаётся закончить внутреннюю отделку. Процесс восстановления продолжается уже второй десяток лет. Впрочем, срок этот кажется мизерным по сравнению с тем, сколько строился храм, судьба которого оказалась такой трудной и драматичной.

Смотрите также: