Пенсионерка из Аксая передала в Ростовский областной музей изобразительных искусств редкую коллекцию картин, доставшуюся ей в наследство от отца. Увидев старинные полотна, эксперты ахнули. Наметанным глазом видно, что в собрании есть шедевры дореволюционных художников, которые могут стоить миллионы рублей, и дадут фору даже Третьяковской галерее. Но почему музейщики боятся рано радоваться, выяснял rostov.aif.ru.
Пережили блокаду
История этой коллекции, которую ростовские музейщики уже называют уникальной, началась в довоенном Ленинграде, когда советский врач Яков Ошерович начал собирать полотна художников, известных в узких кругах. Например, работы Константина Маковского. В коммунистической стране его фамилию не тиражировали хотя бы потому, что он писал портреты членов императорской семьи, был особо приближенным художником Александра II (тот называл Маковского «мой живописец») и считался самым дорогим мастером своего времени. Да и работы в «боярском стиле» не шли в ногу со временем, но в серьёзных каталогах это имя встречалось и знатокам говорило о многом.
Сам коллекционер в начале Великой Отечественной войны добровольцем отправился на фронт, оставив картины своим братьям в Ленинграде. Домой Яков Ошерович вернулся только после Победы, заслужив спасением сотен раненых в полевых госпиталях Орден Красной Звезды.
По словам его дочери Александры Яковлевны, картины уцелели даже в страшные блокадные годы, несмотря на то, что один из братьев врача умер от голода, а другой еле дотянул до освобождения города. Яков Осипович всю жизнь помнил об этом. Он очень любил искусство, ценил его, разбирался в живописи и всю жизнь вдохновлялся им, зная, что некоторые произведения способны пережить самые тёмные времена, чтобы напоминать людям о свете.
Всё это он старался донести и до своей единственной и поздней дочери, которая появилась у него, когда ему было уже за пятьдесят. Маленькую Шурочку Яков Ошерович не ленился брать с собой на выставки, рассказывал о художниках и учил разбираться в том или ином стиле. Интересно, что когда семья врача перебралась в Ростов, то жили они в такой маленькой квартире, что хранить старинные картины толком было негде, они стояли за шкафами, и только на пенсии, переехав в более просторное жилье, врач развесил их по стенам. Однажды он как-то обмолвился дочери, что хотел бы передать свою коллекцию в музей, чтобы как можно больше людей смогли насладиться прекрасными работами. Но сделать это так и не успел…ДНК-тест для картины
Как рассказала rostov.aif.ru главный хранитель Ростовского областного музея изобразительных искусств Ирина Воробьева, чтобы выполнить посмертную волю отца, Александре Ошерович даже пришлось ехать к родственникам в Карелию, где хранилась последняя десятая картина из собрания фронтовика.
«В январе Александра Яковлевна обратилась к нам с просьбой прислать к ней специалиста, чтобы тот оценил работы для последующей передачи их в музей. При первом же взгляде на потемневшие от времени полотна было ясно, что перед нами работы выдающихся мастеров. Позже, когда десять картин прибыли в отдел реставрации музея, стало ясно, что им предстоит серьёзная реставрация. Пока мы не можем точно утверждать авторство, хотя на некоторых подрамниках написаны фамилии известных художников, и вероятность, что это именно их произведения, очень высокая.
Точные данные будут после уточнения атрибуции, поэтому мы не имеем права утверждать авторство. Но, признаюсь честно, мы уже в предвкушении хороших новостей. Если наши прогнозы подтвердятся, то это будет культурная бомба!» - поделилась главный хранитель музея.
По её версии, несколько работ принадлежит кисти того самого Константина Маковского, которому позировал император и его семья, и Ивану Горюшкину-Сорокопудову. Второй, в отличие от Маковского, писал вопреки тяжелой судьбе, родившись в семье бурлака и рано осиротев. Но, благодаря таланту, Ивану Силычу удалось поступить в Петербургскую Академию художеств и стать одним из любимых учеников Репина. Несмотря на рабочее происхождение, коммунизм художник из народа не принял, особенно переживая борьбу большевиков с Церковью. Горюшкин-Сорокопудов писал на духовные сюжеты, изображал патриархальную Русь. Сегодня его глубокие, душевные работы украшают многие музеи России, включая Государственную Третьяковскую галерею.
Признанные работы этих мастеров стоят миллионы рублей каждая. Впрочем, дело не только в материальной ценности, но и культурной. Сотрудники музея признаются, что если авторство полотен подтвердится, то это будет самый дорогой дар от частного лица. Пенсионерка из Аксая могла бы разбогатеть, не выходя из дома, но показала на своём примере, что не всё покупается и продаётся. Искусство вечно и бесценно. Это уже однажды доказали её родственники в блокадном Ленинграде, и ветеран-отец, научивший свою дочь, пожалуй, самому главному…