- Я интервью на русском языке не давала уже очень давно - восемь лет. Да, наверное, мою фамилию в Ростове, как и везде в России, не знают. Буду запинаться, уж простите, - засмущалась Анна Винницкая, когда мы дозвонились к ней в немецкий город Гамбург.
Винницкая - профессор фортепиано высшей, четвёртой, категории в консерватории Гамбурга. Стать профессором в столь молодые годы - редкий случай.
Впрочем, именно Ростову она обязана своим становлением. В 11 лет родители, пианисты из Новороссийска, по совету педагогов привезли одарённую девочку в Ростов. Её приняли в лицей при Ростовской консерватории, где она занималась у профессора Сергея Осипенко. После поступила в его же класс в Ростовскую консерваторию, окончила её. И... получила приглашение выступать с концертами в Германии. Со временем там обвыклась, там и осталась.
О ностальгии, выборе русского имени для маленького сына, о том, почему за рубежом классика сейчас куда популярнее, чем в России, и зашёл разговор.
Поющее фортепиано
- Аня, давая интервью зарубежной прессе, вы не устаёте повторять, как многому обязаны своему ростовскому учителю.
- Сергею Ивановичу Осипенко я буду благодарна всю жизнь. Ведь он и сделал из меня большого музыканта. Например, безумно долго работал со мной над звуком. Вообще по своей природе фортепиано - ударный инструмент. Однако Сергей Иванович учил меня добиваться, чтобы фортепиано пело, чтобы звук превращался в голос. Тогда пианист не играет, а будто разговаривает, поёт. Или, например, нередко я приходила к нему на урок, а он говорил: «Знаешь, сегодня ночью я не спал, много думал над твоим произведением и понял, что эту вещь надо сыграть не так...» С тех пор я много поездила по миру, общалась с десятками профессоров, брала мастер-классы. Поверьте, ни один западный профессор так не отдаётся своим ученикам, не вкладывает в них столько сил, труда! Да ни один тамошний преподаватель не будет думать об ученике ещё и ночью...
А ещё именно Сергей Иванович научил меня не играть впустую.
- Что это значит?
- Он учил: «Ты выступаешь не затем, чтоб показать, как бегло перебираешь клавиши»... Скажем, если после концерта человек подумает только: «Ой, как классно она шевелила пальцами!» - это плохо. Концерт классической музыки - это как хороший фильм. Надо, чтобы после него человек задумался, может, что-то поменял в своей жизни. Впрочем, давно известно: классическая музыка вообще обогащает душу, делает человека гуманнее, благороднее. Хотя я б сказала ещё больше. Слушая, скажем, музыку Баха, ты чувствуешь себя ближе к Богу...
Там и тут
- Слышала, что в Германию вы попали ещё студенткой Ростовской консерватории. И вот упомянули: первые годы было трудно, тосковали по родине. Но почему тогда остались там?
- На третьем курсе я победила на престижном международном конкурсе в Испании. Там меня заметил профессор из Гамбурга - Ральф Натткемпер и пригласил параллельно с учёбой в Ростовской консерватории заниматься в Гамбурге. Я ответила, что мои родители не могут оплачивать обучение и жильё в Германии: это было нам не по карману. Тогда мне в Германии дали стипендию, которая покрыла все расходы. В итоге с третьего курса я примерно половину года занималась в Ростове, остальную половину - в Гамбурге. Более того, меня взял в свой класс замечательный российский пианист Евгений Королёв, давно живущий в Германии.
Почему поначалу было трудно? Здесь другой менталитет. Например, если ты опоздал даже на 5 минут, всё - двери перед тобой закрыты. Немцы, естественно, другие. Они почти не показывают своих чувств, более замкнутые, у них всё по распорядку. Но вместе с тем это хорошие, честные люди: то, что о тебе думают, скажут в лицо. Не как иногда в России: в глаза улыбаются, а за спиной могут наговорить такое... Но много больше меня подкупило другое: в Германии куда более интересная и богатая культурная жизнь, чем в России. Вскоре мне предложило свои услуги агентство, и начались мои концерты по Германии. Я ходила на многочисленные концерты, сама их давала. Здесь в каждом крохотном городке, даже в деревнях, хорошие концертные залы с очень приличными инструментами. К сожалению, в России часто играешь, простите, на «корыте»... Вообще интерес у людей к классической музыке здесь намного больше, чем в России.
- Почему? И как россиян, ростовчан приобщать к классике? Что делать, чтобы молодёжь заполнила залы филармоний, консерваторий?
- Бытует мнение, что классическая музыка - это скучно. Хотя это совсем не так! Вторая беда: перегнули палку с музыкальным образованием. В Германии она, правда, тоже перегнута, но в другую сторону. (Улыбается). Здесь не напрягают детей. Игра на фортепиано - всего 30 минут в неделю. В идеале нужно нечто среднее: надо «вылавливать» таланты, с ними работать напряжённо. А остальным детям просто показывать, что музыка - это здорово! Приобщать их к настоящему искусству, но не изнурять, вызывая отвращение.
Ещё один факт: в Европе пропагандируют музицирование как хобби. В России увлечение - сидеть перед телевизором, а здесь народ вовсю участвует в любительских оркестрах. В Гамбурге есть оркестры зубных врачей, адвокатов, работников ЖКХ...
Оливье - любимое блюдо
- Прочла, что вы в Германии вышли замуж.
- Да, за немца с датским именем Хэнинг. Как мы познакомились? В общежитии консерватории, где я выступала. Он там жил. Мой муж тоже пианист. Преподаёт в общеобразовательной школе музыку и политологию. К сожалению, сейчас он очень занят. А когда график был свободнее, так было хорошо! Он ездил со мной на гастроли. Например, приезжаем в Гонконг или в Рио-де-Жанейро. Пока я готовлюсь к выступлению, он узнаёт о достопримечательностях. И когда я освобождаюсь, говорит: «Аня, значит, нам надо вот сюда и сюда». А сейчас я езжу одна и почти ничего не успеваю посмотреть.
- Слышала, что недавно вы стали мамой и дали малышу русское имя.
- Да, у меня маленький сын, ему полтора года. Знаете, хотя Гамбург уже мой дом, у меня немецкий паспорт, я немецкая гражданка, я останусь навсегда русской. Мне было тяжело представить, что моего ребёнка будут звать не по-русски. Назвали малыша Антоном. Я учу его русскому, он понимает, но отвечает пока по-немецки.
- Как успеваете и давать концерты, и преподавать, и растить малыша?
- На самом деле спасает мамочка. Несколько лет назад перевезла папу с мамой из Ростова в Гамбург. Купила им квартиру. Мама очень выручает. Много готовит. Что? Да обычную русскую кухню - борщ, котлеты, гречневую кашу. Вот я вчера вернулась с гастролей по Франции. И в холодильнике меня ждёт любимое оливье. (Смеётся). Муж уже тоже в русскую кухню влюбился. Хотя он тоже прилично готовит. В Германии вообще нет разделения: мол, женщина должна тянуть хозяйство. Бытом мужчина и женщина занимаются на равных.
- Аня, вот вы в Европе известный человек. Вам необидно, что в России, в Ростове, где прожили много лет, о вас почти никто не знает?
- (Задумывается). Если честно, необидно. Во-первых, мне достаточно концертов в Европе. А во-вторых, я ведь совсем не тщеславный человек. У меня нет такого желания: мол, пусть все обо мне знают. Кто знает, тот знает. Мне обиднее другое. Например, узнавать, что многие мои сокурсники ушли из профессии, что зарплаты у музыкантов нищенские... Но вообще я всё же напомню о себе: в марте запланировано моё выступление в Москве с Симфоническим оркестром имени Чайковского и его знаменитым дирижёром Владимиром Федосеевым. А будущим летом очень хочу приехать в Ростов поздравить с юбилеем учителя - Сергея Ивановича. Надеюсь, будет возможность дать концерт.
Смотрите также:
- Философские размышления под звуки гитары →
- Картина может... предсказать будущее? →
- Тебя, как в зеркале, я вижу... →