Сколько стоит талант? Печальные мелодии ростовских музыкантов

Филипп Иващенко / АиФ

- В основном в нашей профессии остаются лишь те, кто, любя музыку, согласен добровольно обречь себя на возможную бедность. Хорошо зарабатывают музыканты в столичных оркестрах или за рубежом, куда уезжают многие наши выдающиеся выпускники. А в Ростове у них небольшой выбор - или музтеатр, или оркестр филармонии, - считает Александр Данилов, народный артист России, профессор и бывший ректор Ростовской консерватории.

   
   

Кто душит культуру, сколько стоит талант и есть ли будущее у молодых дарований, наш разговор.

Марш бюрократов

- Александр Степанович, ещё не так давно музыкальное воспитание было традицией. Почему современные дети перестали заниматься музыкой?

- Детское музыкальное образование имело свои недостатки ещё в советское время, и эта тенденция сохраняется до сих пор: часто педагоги «засушивают» ребёнка гаммами, бесконечными упражнениями, не развивая в нём творческого начала, воображения. Поэтому многие ребята не выдерживают, бросают заниматься. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ должны становиться профессионалами: основную массу всегда ориентировали на получение художественного опыта, приобщение к прекрасному. Но теперь и престиж профессии потерян: всё больше родителей категорически против того, чтобы ребёнок посвятил жизнь музыке. Это очень непросто: чтобы стать профессионалом, нужно всю жизнь заниматься по нескольку часов в день. Но как оценивается этот титанический труд в симфоническом оркестре нашей филармонии? Средний оклад музыкантов - всего 14 - 15 тысяч рублей. А ведь там играют лучшие!

Средний оклад в оркестре филармонии - 15 тысяч рублей. Фото: АиФ/ Филипп Иващенко

Кроме того, музыкальное образование в последние 10 - 15 лет губят формализация и бюрократизация всего учебного процесса, начиная с музыкальной школы и заканчивая консерваторией. Немыслимо, чтобы одинаковые требования предъявлялись и к ветеринарному вузу, и к художественному. Это то, из-за чего я в своё время ушёл с поста ректора: по результатам мониторинга Минобразования нашу консерваторию внесли в список неэффективных вузов. Написал критичное открытое письмо на имя сразу двух федеральных министров - образования и культуры. Кто-то должен был на это решиться. Конечно, вскоре после этого власти ответили, что мониторинг действительно не учёл специфики художественного вуза, но репутации консерватории был нанесён непоправимый ущерб. Ну как можно оценивать качество подготовки музыкантов по критериям «финансовая состоятельность», «финансирование науки», «сдача вступительных экзаменов по результатам ЕГЭ»? И это проблема не только консерватории. Система высшего образования развалена псевдореформами. Любой вуз с утра до вечера занимается отписками. Эти тонны бумаг и бесконечные мониторинги абсолютно не работают на качество подготовки специалистов. Повышение квалификации для преподавателей музыкальных школ и училищ - тоже формальность. В последние 20 лет значительно сократилось количество музыкальных школ. Не налажена система повышения квалификации педагогов, критерии оценки их работы формализованы. Всё сводится к участию учеников в конкурсах, которых сейчас такое количество, что смысл состязания совершенно потерялся. В кого ни ткни, даже самый средненький ученик - лауреат всевозможных конкурсов. Но эти победы ничего не стоят.

- В среднеобразовательных школах музыкальное воспитание тоже глубоко запущено...

- Его попросту нет. Музыка стала дисциплиной по выбору, нет ни уроков пения, ни хоров, ни школьных оркестров. Вот недавно министерство нам передало программу развития музыкального образования до 2020 года. Наконец зашла речь о том, что нужно вернуться к старой системе, взяться за школы и детские сады. Хотелось бы надеяться, что за этими правильными словами последуют дела. Но ведь в нашем государстве многое декларируется, а мало что делается.

   
   

Талантливых ребят очень много, особенно на периферии, где с ними некому заниматься. При консерваториях должны быть центральные музыкальные школы-интернаты для одарённых детей. В 92-м году я организовал такую при консерватории в Ростове, но она до сих пор ютится в студенческом общежитии. По-хорошему нам тоже нужен интернат, чтобы могли приезжать дети со всей области и из других регионов Юга России. Таким образом музыкальную элиту воспитывают в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Культ невежества

- Имена многих ваших воспитанников гремят на весь мир. Но есть ли будущее у нынешних талантливых выпускников консерватории?

- Уехали за рубеж наши замечательные Анна Винницкая, Юлия Чаплина, Анна Булкина, Наталья Ткаченко. Недавно закончили консерваторию Петя Горобец и Коля Шаламов - очень талантливые ребята. Ну какое у них здесь будущее? Наша филармония далека от современного музыкального менеджмента. Вместо того чтобы взять на вооружение профессиональную компетентность и передовой опыт лучших филармоний России, она работает по принципу проката зала.

Чтобы стать профессионалом, нужно заниматься по нескольку часов в день. Фото: АиФ/ Филипп Иващенко

Нынешний директор не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к музыкальному бизнесу. А ведь это очень специфическая деятельность: нужно уметь оценивать уровень музыканта, его перспективы. Тот же Саша Яковлев, наш пианист, востребованный во всём мире, три года назад предложил провести свой концерт, но руководство ему поручило самому заниматься организацией, оплатив аренду. Подобные кадровые назначения говорят о том, как администрация области и Министерство культуры относятся к искусству. От этого страдают и творческие коллективы. Мы с большим трудом пригласили в симфонический оркестр филармонии Александра Поляничко, известнейшего в России и мире дирижёра. Но он, проработав здесь три года, понял, что ничего не добьётся, и заявил, что уходит.

Или взять Ансамбль песни и пляски донских казаков: когда умер его руководитель, Анатолий Квасов, надо было сразу искать замену, чтобы удержать профессиональный уровень коллектива. Я был на их последнем концерте и могу сказать, что теперь хор - это просто плохая художественная самодеятельность. Беготня в шароварах, с гиканьем и шумом создают эффект первозданности и яркости, но к академическому статусу коллектива не имеют отношения.

Это нонсенс: в Ростове никогда не было такого безвременья и непрофессионализма в сфере музыкального менеджмента. Мы превращаемся в периферийный музыкальный город.

- Любовь к музыке, как и к любому искусству, начинается с семьи...

- Сейчас модно отдавать детей, особенно девочек, на эстрадное пение, но какие песни они поют? Телевидение зачастую транслирует развязность и серость, и кумирами становятся безголосые представители поп-музыки и гламура. Это плохой пример для подражания. Я бы не назвал подобную телевизионную «жвачку» способом воспитания высокой музыкальной культуры.