Снижают привлекательность Ростова? Что не поделили пешеходы и самокатчики

Велодорожка на улице Пушкинской для автомобилистов – лишь ещё одно место для парковки. © / Алексей Санин / АиФ-Ростов

В Ростов пришла весна, и на улицах всё чаще мелькают жёлтые и фиолетовые самокаты. Ещё несколько лет назад никто не мог и по­думать, что одно из самых примитивных средств передвижения будет докучать пешеходам и автомобилистам.

   
   

Кому и чем мешают электросамокаты? Как обстоят дела с городской инфраструктурой для средств индивидуальной мобильности в донской столице? Разбирался rostov.aif.ru.

«Фиолетовые» и «жёлтые» атакуют

Электросамокаты развивают скорость до 25 километров в час, поэтому не могут прижиться на тротуарах, слишком быстро ездят. А на автодорогах – слишком медленно да ещё и незаконно. Поэтому самокатчикам остаётся лишь одна «естественная» среда обитания – велодорожки. Но с ними в Ростове-на-Дону то и дело возникают проблемы.

В 2020 году в донской столице запустился «фиолетовый» кикшеринг (прокат самокатов – прим. ред.), а ещё через год у него появился «жёлтый» конкурент. Пешеходы новых соседей по тротуару невзлюбили. Гуляет, к примеру, мамочка с ребёнком по парку Горького и шарахается от каждого треска – вдруг это электросамокат несётся сзади по плитке?

В июне 2021 года в Ростове уже случилась беда. Мужчина на электросамокате на полном ходу сбил двухлетнего ребёнка в районе школы № 80. Малыш спокойно шёл в метре от родителей, но попал под колёса шального лихача. Нарушитель извинился и оставил свой номер телефона, но полицейских не дождался. Мальчика же отвезли в больницу, врачи выявили у ребёнка сильные ушибы мягких тканей и раны. Но эта история ещё не так трагична, как прошлогоднее ДТП на улице Нансена, когда Volkswagen Jetta сбил 45-летнего Николая Игнатченко – отца пятерых мальчиков. Мужчина погиб – умер в БСМП, не приходя в сознание.

Средства индивидуальной мобильности бывают и такими. Фото: АиФ-Ростов/ Алексей Санин

Власти стараются взять ситуацию под контроль. С 1 марта вступили в силу новые правила дорожного движения, где появилось понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) и свод правил к нему.

«СИМ – транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства», – сказано в документе.

   
   

Пешеходы в приоритете

По новым правилам, скорость СИМ не должна превышать 25 км/ч. Но есть оговорка, что она зависит от скорости пешеходов. Если электросамокат весит менее 35 кг, ему разрешено передвигаться по велодорожкам, если их нет, то по тротуарам, но пешеходы находятся в приоритете.

В остальных случаях, когда СИМ весит больше 35 кг, его пользователь обязан ездить исключительно по обочине. Электросамокаты из кикшеринга подходят под первую категорию. На них тоже можно передвигаться по правому краю проезжей части, но при соблюдении нескольких условий: пользователь СИМ должен быть старше 14 лет, а скоростной режим на дороге ограничен 60 км/ч. Более того, теперь водителям электросамокатов нужно спешиваться, чтобы перейти дорогу.

Администрации городов вправе создавать «островки» без средств индивидуальной мобильности. В Ростове арендованные самокаты не работают на территории ЦГБ № 1, на Братском кладбище, в парке им. Октябрьской революции и т. д. На некоторых локациях скорость могут просто ограничить. Например, в парке Горького с 11:00 до 22:00 нельзя разогнаться до 20 км/ч. Помимо этого, гордума Ростова-на-Дону запретила парковать электросамокаты вне специальных зон.

«В Ростове наблюдается рост количества самокатов, предоставляемых прокатными организациями. При этом самокаты оставляются пользователями хаотично, создавая препятствия пешеходам и снижая привлекательность облика города», – говорил ещё экс-директор департамента транспорта Ростова Христофор Ермашов, предлагая внести запрет оставлять самокаты вне пунктов размещения или прокатов.

Велодорожки не спасают

В конце 2021 года электросамокатчики смогли вздохнуть с облегчением: власти Ростова разметили велодорожку на одной из самых оживлённых улиц города – Пушкинской. Специальную зону обустроили от Доломановского переулка до Театрального проспекта. Градоначальник Алексей Логвиненко лично протестировал её на своём велосипеде.

К сожалению, многие автомобилисты до сих пор не принимают новую реальность. В поиске временного приюта они останавливаются прямо на разметке, нарушая ПДД и преграждая путь пользователям самокатов, велосипедов и других маломобильных средств передвижения.

«Сейчас выделенные полосы для самокатной техники массово заняты автохамами. Частичная эвакуация машин не помогает, поэтому надо что-то радикально и решительно предпринять для устранения проблемы. Рассмотрите, пожалуйста, возможность установки пластиковых делиниаторов», – обратился неравнодушный ростовчанин к Алексею Логвиненко в паблике «Ростов Главный».

И правда, можно увидеть, как эвакуаторы забирают машины с Пушкинской, но нарушители чётко сменяют друг друга, как королевские гвардейцы в Великобритании. Зачастую самокатчики вынуждены выезжать на дорогу, потому что не могут заехать на пешеходную зону из-за высоких бордюров.

В этом году власти обещают также продолжить велодорожку в районе набережной от «Тихого дона» до Театрального спуска, а также вдоль реки Темерник – от микрорайона Суворовский до Северного обхода. У последней будет естественный ландшафтный маршрут, там можно устраивать гонки с препятствиями. В администрации понимают проблему отсутствия велодорожек и просят заметить, что два года их в городе вообще не было.

Мнение власти

Заместитель главы администрации Ростова-­на-­Дону по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Симков:

– Мы реализовали проект велосипедной дорожки на улице Пушкинской. Много есть положительных и отрицательных отзывов, но, тем не менее, программа работает. И это только первый этап. Мы хотим создать кольцо в центре Ростова, которое соединит Театральный проспект и набережную, а также набережную и Доломановский переулок. Планируем провести эту работу в течение двух лет. Надобность велодорожек учитывается в каждом районе города. В обязательном порядке при строительстве новых домов во всех районах для них остаётся место, чтобы велосипеды и самокаты не мешали пешеходам передвигаться по тротуару.

Комментарий

По мнению велосипедиста Кирилла Постерняка, проблема приспособления Ростова к электросамокату или велосипеду лежит в нескольких плоскостях:

Некоторые исправить нельзя, некоторые можно. То, что исправить нельзя, это холмистость. Такие города, как Санкт-Петербург, Краснодар, Вена практически плоские, идеально подходят для электрического и транспорта на мышечной тяге. Ростов же – рай для спортивных людей, которым необходимы трудности, но ад для тех, кому нужно лишь доехать из точки А в точку Б.

«Велодорожка на Пушкинской, которая появилась недавно – прекрасное начало, но всё же её недостаточно. Это всего одна улица, и действует она, скорее, как прогулочная, а не транспортная артерия для лёгкого транспорта. К тому же, хорошей её можно назвать лишь между улицами Соколова и Чехова, где она занимает отдельное место, огороженное бордюром. В других местах это лишь очерченное краской место, которое ростовчане частенько даже не замечают. На ней гуляют дети, мамы с колясками, бабушки, и все недовольно фыркают, когда ты пытаешься их объехать или указать на неправильное место прогулки, – рассказал велосипедист. – Не могу их судить, так как вдоль этой дорожки много кафе и ресторанов и не ходить по этим дорожкам в принципе невозможно. Другое дело – автомобили, которые паркуются прямо посреди велодорожки, наплевав на разметку. Такие вызывают неудержимую ненависть. В основном это происходит на промежутке от переулка Доломановского до проспекта Ворошиловского. Достаточно большой отрезок, поездка по которому каждый раз превращается в езду с препятствиями. Необходимы санкции и штрафы за подобную пар­ковку».