Скорее на юг! Как обход Аксая сократит дорогу на море по М-4 «Дон»

Новая дорога поможет и местным, и транзитным. © / Ульяна Алфеева / АиФ-Ростов

Автомобильное движение в обход города Аксая в Ростовской области открылось 15 июня. Дорога строилась с 27 февраля 2017 года, работы на ней завершились существенно раньше срока.

   
   

Кому она пригодится, выяснял корреспондент rostov.aif.ru.

Быстро, но не дёшево

Новую дорогу открыл Президент России Владимир Путин: «Эти современные, более удобные скоростные магистрали запущены со значительным опережением графиков и теперь будут служить людям, работать на рост экономики и повышение качества жизни, улучшат связанность городов и посёлков между собой, существенно сократят время туристов, которые едут отдыхать на курорты Крыма и Кубани, в целом ощутимо повысят транспортный, промышленный, аграрный, экономический потенциал регионов юга России».

Обход Аксая теперь будет частью федеральной трассы М-4 «Дон» наравне со старой дорогой — Аксайским мостом, Западной улицей Аксая и участком у торгово-развлекательного комплекса «Мега». Там постоянно появлялись пробки и происходили аварии, причём даже в день открытия нового пути. Как следствие, улицы Аксая, Большого Лога и даже Ростова были сильно перегружены.

Несмотря на то, что длина обоих участков практически одинаковая — около 35 километров, теперь не только ростовчане, но и все водители, которые едут на Чёрное море, Кубань или Крымский полу­остров, смогут доехать существенно быстрее.

Иными словами, преимущество обхода Аксая не в длине. Во-первых, у такой трассы меньше пересечений и съездов, а значит, будет меньше машин, переходящих из полосы в полосу. Во-вторых, лучше качество дороги. В-третьих, как следствие, разгрузится дорога между Ростовом и Аксаем, а в аэропорт Платов из донской столицы и вовсе можно будет добраться, не выезжая на федеральную трассу.

Длиной дороги не сильно различаются, но по новому отрезку получится быстрее. Фото: Коллаж АиФ-Ростов/ Андрей Трофимов

Одновременно с обходом Аксая открыли и дальний западный обход Краснодара. Обе дороги платные. По данным навигатора «Яндекс.Карты», на вечер 15 июня проезд из Москвы до Чёрного моря сокращается благодаря использованию всех платных участков федеральной трассы М-4 «Дон» по пути с 21 до 16 часов. Разница достаточно ощутимая. Вклад конкретно двух новых участков в этой разнице подсчитал глава «Авто­дора» Вячеслав Петушенко.

   
   

«Открытое движение сократит время в пути из Москвы до черноморского побережья более чем на час», — сказал он на Петербургском международном экономическом форуме в этом году.

СПРАВКА
Справка Всего на М-4 «Дон» 11 платных отрезков.

Однако и проезд по новой дороге недешёвый. К примеру, с легковых автомобилей возьмут 300 рублей, с микроавтобусов и фургонов — 450 рублей, за среднетоннажные грузовики и автобусы среднего класса придётся выложить по 600 рублей, а владельцы большегрузов и автобусов большого класса раскошелятся на 900 рублей. От дня недели и времени суток, а также наличия транспондера оплата пока не зависит.

«На всём протяжении М-4 „Дон“ открытая система взимания платы. Если водитель не проехал пункт взимания платы и повернул раньше, то он не будет платить», — рассказали rostov.aif.ru в ГК «Автодор».

Таким образом, по обходу Аксая можно доехать бесплатно из хутора Большой Лог в район Батайска. А вот обратно так не выйдет — пункты приёма оплаты при движении в северном направлении стоят прямо в начале новой магистрали.

Ростов в кольце

Закладывать новую дорогу начали ещё в конце февраля 2018 года. Уже тогда нагрузка на старую была больше 115 тысяч машин в сутки. Предполагалось, что магистраль улучшит инвестиционную привлекательность и создаст новые условия для развития Аксайского района. Кроме того, туристы, отправляющиеся на море, могли бы заезжать в станицу Старочеркасскую и к Монастырскому урочищу.

По заверениям властей, работы по возведению магистрали завершились примерно на полтора года раньше планируемого срока.

«Транзитный транспорт получил возможность не заезжать в донскую столицу, двигаясь с севера на юг и обратно. А 17 муниципальных образований Ростовской области получили новые возможности для развития», — рассказал после открытия обхода Аксая губернатор Ростовской области Василий Голубев.

Как следует из технических характеристик, новая дорога позволит развивать скорость 130 км/ч. На ней было построено пять мостов через реки Дон и Аксай, два надземных пешеходных перехода, девять путепроводов, три развязки.

Уже существующий северный обход Ростова-на-Дону, который поэтапно открывали с начала 2010-х годов, где проезд бесплатный, вместе с обходом Аксая станут составными частями ростовской кольцевой дороги — по сообщению донского губернатора она теперь готова на 88%.

Когда проект закончат окончательно, пробки и количество транзитного транспорта в городе должны уменьшиться.

Для того чтобы донская столица была взята в кольцо полностью, теперь не хватает только западной хорды — её уже начали строить, частично она финансируется на средства выделенного федеральным бюджетом инфраструктурного кредита. Однако, если обход Аксая проходит достаточно далеко от города, то западная хорда будет находиться на территории Ростова и идти от автодороги А-280 на Таганрог до моста через реку Дон на западном обходе. Сам мост при этом обновлять пока не планируется.

Всего ростовское транспортное кольцо будет состоять из 12 участков федеральных, региональных и местных дорог суммарной протяжённостью 110 км. Ожидается, что замкнут его уже в 2025 году.

Другой участок расширят?

При этом проблемы пока всё равно остаются. Донские депутаты решили в начале ­июня обратиться к заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину с предложением расширить М-4 «Дон» от города Каменска-Шахтинского до посёлка Новоперсиановка Октябрьского района, чтобы пропускная способность магистрали выросла. Из-за сильной нагрузки, по мнению парламентариев, дорога разрушается слишком быстро.

«Мы обратились на федеральный уровень для того, чтобы незамедлительно наши коллеги обратили внимание на ситуацию и приняли решение о реконструкции этого участка автомобильной дороги. Это узкое горлышко во всей транспортной системе России, которое соединяет центральную часть страны с югом и, самое главное, новыми территориями», — отметил председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко.

При этом не исключено, что после проведения работ этот участок тоже станет платным.