Перед своим уходом с поста губернатора Ростовской области Василий Голубев анонсировал появление дублёра М-4 «Дон».
Что на сегодня известно о таком проекте и где на федеральной трассе с проблемами сталкиваются водители, разбирался Rostov.aif.ru.
Рост популярности
М-4 «Дон» – одна из самых загруженных трасс в России. А в летний период она становится дорогой к Чёрному морю для жителей целого ряда регионов.
«В пиковые месяцы курортного сезона трафик автомобилей растёт на 300%, – уверена официальный представитель ГК «Автодор» Ольга Гусева. – В августе, по сравнению с февралём, трафик легковых машин возрастает почти в шесть раз. Это связано, в том числе с ростом популярности отечественных курортов, перераспределением транспортных потоков из-за закрытия аэропортов на юге России, ростом логистических потоков».И действительно, если в мае 2019 года по М-4 «Дон» проехало 8,7 млн машин, то в аналогичном месяце 2024-го этот показатель вырос до 13,4 млн. В июне 2019 года по автодороге проследовало 10,7 млн машин, а в июне года текущего – 17,7 млн.
Из-за нехватки билетов на поезда люди порой выбирают поездку в столицу на машине либо используют сервисы попутных автомобилей. «Из-за такой активности на трассе бывают заторы», – жалуется Автандил, водитель автобуса, следующего по маршруту Ростов – Москва.
«Я постоянно езжу по М-4 и уже собрал свою собственную статистику. Основные проблемы, как едешь из Москвы на юг, возникают в районе городов Шахты и Новошахтинска. В других регионах по трассе тоже есть затруднения. Например, у Ефремовки в Тульской области. Хорошо, что сейчас нет таких проблем, как несколько лет назад, когда из-за ремонтов всех «загоняли» в одну полосу».
Трудности в пути
Теперь уже экс-глава региона Василий Голубев говорил ранее, что возможность строительства трассы – дублёра М-4 рассматривают на государственном уровне. «Есть и более грандиозные планы. Но это вопрос федерального центра, – подчёркивал губернатор. – Нужно, чтобы М-4 не была накопителем транспорта со всех концов страны».
Параметры проекта до сих пор не озвучиваются. Нет ни сроков реализации, ни расчёта необходимых вложений, ни понимания точного количества полос движения транспорта. Только идея, что трасса-дублёр жизненно необходима.
Сегодня довольно часто дорога М-4 «Дон» упоминается в новостях – из-за аварий легковых машин, грузовиков и автобусов. В основном эти ДТП происходят на участках, где нет разделительных барьеров.
Кроме того, на этой федеральной трассе периодически возникают гигантские пробки – из-за непогоды. Так, в марте 2023 года вся страна наблюдала за тем, как из-за неожиданной метели в снежном плену оказались тысячи машин. Для водителей и пассажиров сотрудники МЧС создавали пункты обогрева, а также «вырезали барьеры» для того, чтобы транспорт мог развернуться.
Там – колея, здесь – ямы
Сегодня дорожники продолжают модернизацию трассы. Редкие водители в соцсетях жалуются на «бесконечные ремонты» по всей протяжённости федеральной дороги.
«30 октября была пятикилометровая пробка в сторону Ростова из-за ремонта дороги на 998 километре», – отметил дончанин Алексей.
«Много ям вдоль Шахт, появляются каждую весну», – рассказала водитель Илона.
«Состояние трассы меняется от времени года, ехать в правой полосе тяжело из-за колеи и ям», – поделился впечатлениями дальнобойщик Александр.
«На альтернативном участке М-4 «Дон» с 1039-ого км по 1063-й дорожники восстанавливают изношенную дорожную одежду. Выполняется ремонт верхнего и частично нижнего слоёв дорожного покрытия. Работы производятся без перекрытия дороги, движение организовано с изменением траектории движения до одной полосы в одном из направлений с ограничением скоростного режима», – объясняет Ольга Гусева.
Она добавляет, что работы ведутся в круглосуточном режиме. Предполагается, что к концу 2024 года завершат восстановление 13,5 км альтернативного участка М-4 «Дон» в Аксайском районе.
Речь о так называемой «старой» дороге. Она действовала до введения в строй в 2023 году автомобильного Обхода Аксая, который позволил пустить транзитный транспорт на Север и на Юг, минуя город. Теперь этот участок стал для М4 «Дон» основным, а прежний – альтернативным. Но и его надо активно использовать, учитывая растущую загруженность федеральной трассы.
Мнение
Главный редактор интернет-портала «Южный автомобиль» Максим Черкашин:
– Строительство дублёра – дорогая затея: на всей протяжённости нужно проводить разработку, оценивать ландшафт. Где-то для строительства придётся изымать земли у людей и организаций. В ближайшее время эта идея кажется нереализуемой по причине долгих изыскательских работ, разработки проекта и строительства. Думаю, что смысла в дублёре М-4 «Дон» нет. Нужно расширять уже существующую трассу: повышать количество полос в обоих направлениях, повышать качество дорожного покрытия, строить мосты, эстакады и развязки. Также надо развивать придорожную инфраструктуру. Сейчас проблема в том, что трасса на отдельных участках платная, а уровень покрытия на них и ширина – недостаточные. Трасса М-4 должна быть минимум трёхполосной в каждом направлении. Тогда по ней можно будет быстро и комфортно ездить.
Цифры
Длина М-4 «Дон» – 1500 км.
Бесшовный коридор «Север-Юг» по скоростным дорогам (с учётом М-11 «Нева») – более 2000 км. Начало строительства – 1960 год. Снижение аварий – 5,2% (январь – октябрь 2024 г. против январь – октябрь 2023 г.)