Сидите дома. Ветеранам труда отменяют бесплатный проезд

Бывшие ростовские льготники теперь будут ограничены в числе поездок на общественном транспорте. © / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

22 февраля депутаты Законодательного собрания единогласно приняли закон о замене бесплатного проезда льготников Ростовской области на внутригородском и пригородном транспорте, а также в железнодорожном сообщении на ежемесячные денежные выплаты.

   
   

Кого коснутся эти изменения, выяснял корреспондент «АиФ-Ростов».

Деньги вместо льготы

Изменения касаются ветеранов труда РФ, ветеранов труда Ростовской области, а также тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий. Сейчас они могут ездить бесплатно, причём не только по городу, но и по области. Льготники-жители Ростовской агломерации прикладывают к валидаторам (в общественном транспорте донской столицы) социальную карту с чипом, а жители остальных муниципалитетов показывают водителям или кондукторам бумажный социальный талон.

По новому закону льготу заменят ежемесячной выплатой в размере 1000 рублей. Её размер будет индексироваться каждый год, «исходя из определённого областным законом об областном бюджете уровня инфляции». Саму выплату будут проводить авансом перед каждым месяцем. Поскольку изменения вступят в силу уже с апреля 2022 года, первые деньги льготники получат в марте.

Далеко не уедешь

По Ростову льготникам будет компенсировано лишь 34 поездки на автобусе (при условии платы за проезд в размере 29 рублей). Конечно, жители донской столицы могут оформить социальную транспортную карту, дающую право платить 50% от стоимости, и тем самым увеличить это количество вдвое, но не ухудшится ли их качество жизни? Ведь придётся либо ограничивать себя в поездках, либо тратить больше денег. Да и как быть жителям тех городов, где аналогичных мер поддержки нет?

«В последние годы я стала ездить электричками на дачу в Пчеловодный из Ростова-на-Дону. Пока я этого не делала, мне удавалось укладываться в свой бюджет, – рассказала ветеран труда Ростовской области Татьяна Савельевна. – А если поехать к родственникам в Донецк (РФ – прим. авт.)? Существовавшая льгота позволяла и по городу ездить разными маршрутами транспорта с пересадкой. Моя пенсия, к слову, 10 300 рублей, хотя у меня уже почти 50 лет стажа, и все эти годы я работала именно в Ростовской области! Было бы удобно, если оставили бы льготы так, как есть, или предоставили право выбора».

Интересно и то, что сумма компенсации – фиксированная для всей области, хотя стоимость проезда в каждом городе своя. Как следует из данных сайта Donbilet, проехать на автобусе из Ростова-на-Дону в Морозовск стоит 535 рублей, в Волгодонск – 624 рубля, а в Ремонтное – 856 рублей. Люди ездят к родственникам, на лечение или добираются до поездов. Получается, для части пожилых людей ездить станет накладнее.

   
   

Как рассказал водитель Сергей, работающий на одном из центральных автобусных маршрутов Ростова, льготников с подобными проездными крайне мало и они не создают перевозчикам проблем. Он считает, что в первую очередь нужно было решать вопрос с единым социальным проездным билетом, который люди заполняют самостоятельно, из-за чего нередки случаи подделок – эту категорию было бы эффективно перевести на электронные карты.

Непонятно, что мешало организовать электронную систему регистрации льготных пассажиров, если льготник проехал, перевозчик получил за него компенсацию из бюджета?

Мнение эксперта

Министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева:
– Льготники, которые проживают в сельской местности, начали обращаться в министерство с просьбой о монетизации. То есть это в большей степени предложение людей. Изменения будут уже с первого апреля 2022 года. На эти цели из бюджета Ростовской области на 2022 год выделен 541 млн рублей. При этом сохраняется ранее достигнутый уровень социального обеспечения, так как ежемесячную выплату получат и те, кто пользуется, и те, кто не пользуется транспортными услугами. Система безналичной оплаты установлена лишь в Ростове-на-Дону, Волгодонске и на отдельных маршрутах в Батайске. Кроме того, по анализу, который мы сделали, льготник в год в среднем пользуется межмуниципальным транспортом 1,8 раза. Имея средства за 12 месяцев, оплатить это количество поездок можно.