Первый пошел. Как в Ростовской области развивают водный транспорт

Первое пришедшее на Дон пассажирское судно уже протестировали. © / Ольга Грекова / АиФ-Ростов

На завершившейся недавно в Москве Транспортной неделе Ростовская область представила концепцию возрождения водных перевозок. В донскую столицу уже пришло первое судно «Валдай» на подводных крыльях, ещё одно поступит до конца года.

   
   

Куда дончане в ближайшее время смогут отправиться по воде, разбирался rostov.aif.ru.

Былая слава

Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое. Суда на подводных крыльях «Ракета» появились в Ростовской области в 1960-е годы. Первым маршрутом стал Ростов-на-Дону – Константиновск, вверх по Дону.

«Путешествие было очень комфортным, – рассказал ростовский журналист Александр Оленев. – Пассажиры сидели в мягких креслах и любовались прекрасными видами Дона. Многие даже покупали билеты для того, чтобы просто прокатиться на таком судне. Ведь они в то время символизировали технический прогресс Советского Союза».

Позже Ростов связали по воде со станицами Старочеркасской, Романовской, городом Азовом. А по Северскому Донцу «Ракеты» летели до Каменска-Шахтинского.

Закупленные чуть позже «Метеоры» и «Кометы» могли развивать скорость уже до 70 км/ч. В те годы они связали донскую столицу с Таганрогом, Ейском, Мариуполем и Керчью – расстояние до крымского города занимало половину суток. В 1980-е годы регион стал покупать «Восходы», а всего к тому времени было 36 теплоходов с подводными крыльями.

   
   

«Это был самый приятный способ попасть в Азов или Старочеркасскую, – вспоминает ростовчанин Юрий Попов. – Причём за то же примерно время, что и на автобусе, а то и быстрее. «Восходы» имели в хвосте открытую площадку на несколько человек, с которой было шикарно смотреть на реку и окрестности на скорости. Да и многие приезжие обожали передвигаться на таких судах».

Исчезли с Дона скоростные суда уже на рубеже веков, считается, что не пережили новых экономических условий. Были даже слухи, что их продали в африканские страны, где местные мореходы не смогли справиться с техникой и она затонула… Другие экземпляры, некогда возившие людей, не один год ржавели на Зелёном острове.

Поплывём по-новому

Советские суда на подводных крыльях до сих пор используются в разных странах: Греции, Литве, Вьетнаме, Нидерландах, в основном там, где невыгодно прокладывать наземное сообщение. А вот в Ростове оставались только прогулочные теплоходы и большие круизные лайнеры. И только в 2023 году решили возродить подобный транспорт: правительство Ростовской области создало судоходную пассажирскую компанию «Дон» и купило два судна «Валдай». Одно из них уже протестировал сам донской губернатор Василий Голубев. Второе придёт до конца года.

Фото: АиФ-Ростов/ Андрей Трофимов

«В навигацию 2024 года они начнут работать на постоянных маршрутах и первыми по Дону освоят направления на Азов, Константиновск, Семикаракорск, Романовскую. Будем двигаться в сторону Волгодонска. А в среднесрочной перспективе можно говорить о Ейске, Керчи и Ялте. Мне кажется, этот вид транспорта будет востребован нашими жителями и гостями», – считает глава региона.

Суда, которые выбрали для обслуживания ростовчан, построены Центральным конструкторским бюро им. Р.Е. Алексеева по образцу транспорта на подводных крыльях из Нижегородской области. Их длина – 21 метр, «Валдай» развивает скорость до 65 км/час.

Но покупать будут суда и побольше, например, «Метеор-120» на 120 человек. Его поставят на маршрут до Волгограда. В 2025 году будут закуплены по одному судну «Валдай» и «Метеор», а в 2026-м – ещё два «Метеора». Это позволит открыть маршрут Ростов-на-Дону – Азов – Таганрог – Ейск – Анапа.

Логичным образом встаёт вопрос стоимости проезда. О том, какой она будет, пока ничего неизвестно. В других регионах тариф зачастую получается достаточно большой. Например, добраться по воде из Геленджика в Новороссийск стоит 800 рублей, а в Сочи – уже 4000 рублей. Прокатиться из Кеми на Соловецкие острова стоит 2400 рублей. Словом, удовольствие недешёвое.

По воде и по земле

Развивают водные перевозки и в Нижегородской области, например, хотят запустить маршрут в Ярославль с остановками в Кинешме и Костроме. А вот флагманом внутригородских водных линий является, безусловно, Москва. Там 20 ­июня 2023 года открылся первый круглогодичный речной маршрут Киевский вокзал – ЖК «Серд­це столицы», а 29 сентября – маршрут ЗИЛ – Печатники. Обслуживают маршруты суда на электрической тяге. В них можно заходить и выходить на нужных остановках-причалах, проезд стоит 150 рублей.

Бывавшие в турецком Стамбуле туристы знают, что там в силу географических особенностей города водный транспорт с остановками очень популярен.

Пойдёт ли Ростов-на-Дону по такому пути, пока неизвестно. Казалось бы, через город течёт Темерник, и это было бы логично. Но вести навигацию по реке в нынешнем её виде вряд ли возможно.

«Считаю, что Ростову нужен катер с левого берега на правый, – рассказал «АиФ на Дону» блогер-урбанист Артемий Зайцев. – И в этом нет ничего нового, такой транспорт раньше был, даже причалы есть. Азов, например, так связан с хутором Задонье. Но катер не сможет ехать по дороге и попасть на Театральную площадь, поэтому можно заказать производство плавающих автобусов-амфибусов оттуда до стадиона «Ростов-Арена». В Европе они стоят миллион евро и возят по 35-55 пассажиров. Это дорого, но дешевле канатной дороги. И также привлекательно для туристов. Было бы отлично производить такие в России».

В Таганрог с фанфарами

Одной закупки транспорта для возобновления водных перевозок мало. Поэтому в регионе занимаются и обновлением инфраструктуры. Много лет подряд Таганрог не мог рассчитывать, что сюда зайдёт большой туристический корабль – пассажирский порт давно прекратил работу, а территория стала использоваться по другому назначению.

И вот в мае 2023 года здесь, наконец, открыли плавучий причал на восемь секций. Его длина – 96 метров, а ширина – 16 метров. Сделали также и дноуглубительные работы. За время навигации Таганрог посетило несколько круизных лайнеров. Всё, как положено: встречали с оркестром. Маломестные «Валдаи» встречать с фанфарами, конечно, не будут, но использовать новый причал можно, безусловно, и для них.

В часы пик, когда весь центр стоит в нереальных пробках, ростовчане могли бы пользоваться речным транспортом.

Руководитель портала «Урбанистика – Ростов» Даниил Светличный:

– Отлично, что возобновили пассажирскую навигацию по Дону. Думаю, что водный транспорт мог бы возить не только в другие города, неплохо бы развивать и внутригородские перевозки, допустим, между «Красным Аксаем», Зелёным островом, центром и ЗЖМ. Но нужны адекватные причалы и постоянное расписание, тарифы в общей сетке с возможностью оплаты транспортными и банковскими картами. Тогда в часы пик, когда весь центр города стоит в нереальных пробках, жители могли бы пользоваться речным транспортом. Вопрос только в том, будет ли это быстрее, чем по пробкам на автобусе. Но рассмотреть этот вариант и оценить его нужно.

Комментарий
Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков: Водный транспорт, его маршруты в перспективе могут и должны быть интегрированы с другими видами пассажирского транспорта, работой транспортно-пересадочных узлов. В столице, например, в этом году запустили регулярное движение электросудов по Москве-реке как альтернативу или дополнение наземному общественному транспорту. Производит такие электросуда российская компания. Вообще, развитие пассажирского водного транспорта – межотраслевая тема, двигающая вперёд не только транспортный комплекс, но и отечественную промышленность, в первую очередь машиностроение и приборостроение, IT-технологии, туризм.