Льгота в непогоду. Нужно ли в Ростовской области ввести «снежный билет»

«Снежная» льгота

Новочеркасские водители легковых автомобилей неожиданно получили право бесплатного проезда в общественном транспорте. Такой льготой они могут воспользоваться только во время обильных снегопадов. Чтобы бесплатно проехать на автобусе или троллейбусе, автомобилисту достаточно предъявить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства.

   
   

Нововведение появилось не случайно: зимой коммунальные службы и автомобилисты сталкиваются порой с аховой ситуацией на дорогах. Меры по увеличению числа специальной техники для уборки магистралей от снега не приносят нужного результата. И вот власти Новочеркасска решили зайти с другой стороны: уменьшить на улицах города количество личного транспорта.

 

Махнём не глядя?

«Таким образом, в непогоду сможет нормально работать общественный транспорт, ведь на дорогах появится больше места. Кроме того, водители оставят свои автомобили в гаражах, во дворах и на парковках. А значит, улицы будет проще очистить от снега», - говорит заместитель главы администрации города по экономике, промышленности и транспорту Игорь Политика.

Конечно, мера пересаживания с личного «железного коня» на общественного – вынужденная и не обязательная. Но желательная. Положа руку на сердце, автомобилисты признают: в дни, когда на улице сильный мороз и метель, движение на авто становится в лучшем случае – забавным приключением, в худшем – опасным предприятием.

Поэтому, не исключено, что порядка 3000-5000 новочеркассцев в непогоду вместо гаража пойдут на остановку и с воспользуются «снежным билетом». Это порядка 5-8% от 64-тысячной армии автомобилистов.

Ростовские снегопады, порой, не оставляют водителям шансов доехать до нужного места. Фото: Михаил Дзябенко

Цена вопроса

Другая сторона медали – сколько средств на «снежных» льготах потеряют транспортники.

В мэрии Новочеркасска отмечают, что инициатива уже обсуждалась с руководителями транспортных фирм и экспертами. Есть мнение, что убытков от перевозки новых льготников-автомобилистов удастся избежать. Аргументы такие: чем меньше общественный транспорт будет простаивать в пробках, тем больше пассажиров он перевезёт. В том числе и тех пассажиров, которые платят за проезд.

   
   

В любом случае, если ничего не предпринимать для предупреждения транспортных коллапсов в непогоду, ничего и не измениться. Но не исключено, что вариант со «снежной льготой» не приживётся после обкатки.

Как на Западе

Идея «снежных билетов», которую реализуют в Новочеркасске не нова. Временная льгота в общественном транспорте для владельца автомобиля в снегопад стала распространённой практикой и регулярно вводятся в ряде городов мира уже немало лет.

К такой мере в разные годы прибегали Нью-Йорк, Торонто и другие мегаполисы. На постоянной же основе «снежный билет» действует лишь в столице Латвии – Риге, мэр которой Нил Ушаков претендует на авторство в изобретении «снежного билета». Там для бесплатного проезда в общественном транспорте пассажиру нужно показать контролёрам техпаспорт машины. О днях действия льгот для автомобилистов сообщают заранее, опираясь на прогнозы синоптиков.

В некоторых городах России тоже существует подобная практика. Почти 7000 водителей уж нынешней зимой воспользовались «снежными билетами» в Ярославле. Идея также реализуется в Рязани, обсуждается в Санкт-Петербурге и думе Москвы.

Дискриминация, а не стимул

Почему бы не последовать примеру первопроходцев и не ввести подобные льготы в Ростове-на-Дону и других городах области?

Вот что на этот вопрос «АиФ-Ростов» ответил Виталий Глебко, председатель волгодонского городского общественного движения «За права автомобилистов»:

«Ведение «снежных билетов», на мой взгляд, - это чистая дискриминация водителей и пешеходов. В отношении пешехода, особенно если это ветеран труда, которому недавно на Дону отменили транспортную льготу, это абсолютно несправедливо. Для водителя в этом новшестве никакой выгоды с материальной точки зрения нет. Если у него есть машина и он готов тратить деньги на её обслуживание и бензин, то он будет это делать в любую погоду.

Судите сами. Мне – юристу, в день нужно попасть в десять мест, поэтому я не откажусь от машины ради бесплатного проезда на автобусе, даже если льготный билет будет золотым. Это может сделать только тот, кому нужно доехать до работы и обратно.

Так как транспортная проблема актуальна, в новшестве есть моральная составляющая: чьё-то внимание оно привлечёт, кто-то задумается – пересядет на автобус, пару раз воспользуется «снежным билетом». Но существенно это проблемы не решит».