Деньги на колёсах. Сколько стоит проезд в общественном транспорте Ростова

Филипп Иващенко / АиФ

Цены на проезд в донской столице немаленькие, а состояние автобусов и маршруток всё так же оставляет желать лучшего.

   
   

Возникает закономерный во­прос: куда и на что тратятся деньги, полученные транспортными предприятиями?

«Передайте за билетик»?

Пробовали ли вы получить билет в ростовской маршрутке? Водитель в лучшем случае посмотрит на вас удивлённо, а в худшем отреагирует на такую просьбу хамским ответом. Человек заплатил за услугу и желает взять билет – что же здесь сложного?

Получается, что водитель маршрутки фактически распоряжается всей выручкой. При этом редко когда можно увидеть транспорт в хорошем состоянии: ржавые кузова, грязные полы, рваные сиденья – весь этот колорит окружает ростовского пассажира.

«Билетов не дают, а на обслуживание машин и модернизацию автопарка денег не хватает. Но суммы выручки никто не знает, хотя машины часто забиты до отказа. А куда же идут деньги? Похоже, что в чей-то карман, – возмущается ростовчанин Сергей Григорьев. - Зато уже ходят разговоры о повышении оплаты за проезд».

Действительно, руководители крупнейших автотранспортных предприятий города на совещаниях в администрации пытаются объяснить, почему 19 рублей (столько стоит проезд в городских автобусах и маршрутных такси) – это слишком мало. Они подают документы с экономическим обоснованием нового тарифа. Мол, цену на билет в машинах большой вместимости ещё можно оставить прежней, а вот в маршрутках необходимо увеличить.

Но чтобы понять, куда деваются деньги, нужно знать, сколько их вообще. Кондукторы в маршрутных такси отсутствуют, водителю давать билет невыгодно – в такой ситуации прекрасным выходом стала бы система безналичной оплаты.

   
   

Как карта ляжет

Несколько лет назад в донской столице уже пытались ввести систему безналичной оплаты проезда. Обещали, что проезд по карте станет на несколько рублей дешевле, чем при расчёте с водителем наличными. Добавляли, что, это будет способствовать большей популярности карт, платежи станут прозрачнее, появится гарантия, что деньги транспортники не смогут рассовывать по карманам.

Но постепенно разница в оплате куда-то исчезла. Сейчас картой пользуются лишь пенсионеры и школьники. А организация «Центр ИТС», которая раньше производила установку и ремонт валидаторов – уличных терминалов по приёмке оплаты проезда пассажиров, прекратит свою деятельность в апреле 2017 года.

Теперь реализовать безналичную оплату попытается другая компания - ООО «Агент­ство развития платёжных систем». Планируется, что после модернизации жители города получат возможность оплачивать проезд не только транспортными картами, но и с помощью мобильных устройств и банковских карт. Также можно будет пополнять транспортные карты через Интернет и банкоматы.

На новые валидаторы переведут транспорт большой вместимости, после чего заменят оборудование в автобусах малой и средней вместимости. Срок реализации проекта 12 лет. Стоимость карты в настоящее время уточняется.

«После введения оплаты по картам скрыть прибыль уже не получится, поэтому для недобросовестных перевозчиков вырастут налоги. А с городских улиц исчезнут нерентабельные маршруты. Из схемы оплаты проезда будет исключён водитель. Скорее всего, качество обслуживания повысится. При этом шофёру не придётся отвлекаться на подсчёт сдачи – это сделает дорожное движение более безопасным, – считает председатель Ростовского регионального отделения «Всероссий­ского общест­ва автомобилистов» Виктор Основин.