Грустные мелодии симфонического оркестра

   
   
Как выживают музыканты Ростовской филармонии

Нынешний подходящий к концу сезон для Ростовского академического симфонического оркестра особый - 75-й.

На днях, "под занавес" юбилея, оркестр сразу с тремя программами (произведениями Чайковского и Рахманинова, американ.ской джазово-симфонической музыкой и др.) уехал на 2-недельные гастроли по Испании. Но наш разговор с директором оркестра Марией ШОРНИКОВОЙ коснулся не только юбилейных, но и болевых тем - равнодушия к филармонии у молодых, нищенских музыкантских окладов...

Бетховен на бензозаправке

- Мария Исааковна, оркестр не жалуется на пустые залы. Но многие вспоминают: в 70-х, 80-х годах Ростов слыл по-настоя.щему музыкальным городом. В филармонию ходили массово! Другая беда: зрительская аудитория оркестра не особенно-то молодеет...

- Поколения людей, которые прежде были завсегдатаями филармонии, - да, стареют, постепенно уходят из жизни. Другое дело, что отсутствие массового интереса среди молодых - это ведь проблема не только симфонической музыки. Многие сегодняшние молодые люди книг не читают. В кино ходят только на развлекаловку. Несколько лет назад мой младший сын затащил меня на Театральную площадь. Был какой-то праздник, выступала его любимая рок-группа. После концерта все устремились на Большую Садовую. Я шла в этой толпе и плакала. Про себя говорила Богу: "Господи, прости, что мы породили такое поколение". Казалось, наступил конец света. Мальчишки, девчонки лет 14 пили, орали матом друг на друга. И я боюсь: если государство в ближайшее время не заметит этой беды, не начнёт прививать культуру, интерес к искусству, в самом недалёком будущем это закончится плачевно.

- Весь вопрос, как именно эту культуру прививать. В последние годы ростовский оркестр востребован и за рубежом. Гастролировал в Испании, Польше, Японии, Корее, даже в Китае. Как воспитывают любовь к классической музыке там?

- Знаете, по-разному. Но то, что воспитывают, совершенно точно. Может, это неэстетиче.ский пример, но... В прошлую гастрольную поездку мы ехали в Испанию через Германию. Остановились на обычной автозаправке, уж извините за такую подробность, сходить в туалет. Я не буду долго говорить, что в зале с туалетными кабинками стояли ухоженные деревья в кадках. Там звучал... Бетховен. В Европе, в Японии, в Корее во многих общественных местах звучит классическая музыка. В Японии сейчас - культ этой музыки! Мы вошли в тамошней гостинице в лифт: из микрофона раздаётся Чайковский.

Других мер множество. В Европе, а теперь и в Азии поощряется создание при университетах, колледжах самодеятельных духовых, симфонических оркестров.

Мы тоже пытаемся внести свою лепту в образовательный процесс, проводим абонементные концерты для школьников как обычных, так и музыкальных школ. Но это капля в море.

О ценах на билеты и спонсорах

- Вот вы спросили о причинах широкой популярности симфонических концертов в Ростове 30 лет назад, - продолжает Шорникова. - Одна из них - оркестр мог приглашать великих, выдающихся музыкантов! Я помню время, когда в Ростове с нашим оркестром выступали Рихтер, потрясающие пианисты Эмиль Гилельс, Яков Флиер, знаменитый Давид Ойстрах. Сегодня мы живём в рыночных условиях. Приглашая иногороднего солиста, все расходы - оплату ему гонорара, проезда, проживания оркестр должен взять на себя. Два года назад мы очень сильно поднатужились, но пригласили легенду советского искусства, очень хорошего литовского дирижёра Саулюса Сондецкиса. И с финансовой точки зрения сработали в минус.

- Почему?

- Зал филармонии (давно нуждающийся в реконструкции), увы, маленький, на 600 мест. Потом, у нас определённый круг слушателей - в большинстве это не бизнесмены, не банкиры, это интеллигенция, люди с не таким большим достатком. Цена билетов на наши концерты - от 200 до 500 рублей. Разумеется, у нас не всегда аншлаги. Так вот, нераспроданными остаются как раз вот эти 500-рублёвые билеты.

- К бедам учреждений культуры сейчас добавился кризис. Государственное финансирование урезается...

- Знаете, действительно в прошлом году мы перешли на новую систему финансирования, называемую "Автономное учреждение". Разрабатывалась она ещё до кризиса. С одной стороны, идея благая: выделяемые нам бюджетные средства мы можем использовать с большей свободой. Например, раньше, если деньги выделялись на строку "костюмы", ни на что больше мы их потратить не могли, даже если костюмы нам не были нужны. Но в рамках этой же системы ЗНАЧИТЕЛЬНО урезано финансирование. Говоря грубо, мы получаем треть от необходимого. Нам говорят: "Учитесь зарабатывать, ищите варианты". Хотя здесь есть несколько аспектов: я не знаю ни одной страны, где бы симфонические оркестры сами себя окупали! Но правда и то, что они лишь частично финансируются государством. Остальные деньги - спонсорские.

- А у Ростовского симфониче.ского оркестра спонсорская поддержка есть?

- Да. Например, одно ростовское издательство бесплатно печатает все наши афиши, абонементы. Предприниматель, поклонник симфонической музыки, заметил, что у музыкантов очень старые пульты. Не говоря ни слова, перечислил деньги на покупку новых. Но, конечно, помощи недостаточно... В прошлом году, накануне юбилейного сезона, я разослала письма с просьбой о помощи и с нашими предложениями (разместить баннеры предприятия на нашей афише и т.д.) 120 крупным дон.ским предприятиям и организациям. Никто не ответил...

Хотя здесь тоже есть нюанс. За рубежом бизнес, оказывающий поддержку симфоническому оркестру, освобождается от части налогов. У нас такая помощь не причисляется к благотворительности. И налоговых послаблений предприятия не получают.

Бездомные виртуозы

- Худрук Ростовского Музтеатра Вячеслав Кущёв в интервью "АиФ на Дону" бил в набат: профессия музыканта, исполняющего сложнейшую классическую музыку, в России, на Дону теряет престиж. Музыкант не может прокормить семью...

- Что тут скажешь... Оклад музыканта высшей категории (а её имеют не все) в нашем оркестре - 5750 рублей. Спасибо губернатору: уже несколько лет весь коллектив получает за счёт средств области 50-процентную доплату к окладу. Плюс есть надбавка в 17% за то, что мы являемся академическим коллективом. В итоге зарплата наших музыкантов - 12-13 тыс. рублей. У тех из них, кто является народным артистом, 15 тыс. рублей. Так как содержать семью, детей на эти деньги невозможно, многие подрабатывают - по совместительству играют ещё и в духовом оркестре филармонии, в Музтеатре. Но даже при подработках получается меньше 20 тыс. рублей.

- Слышала, что некоторым музыкантам оркестра негде жить...

- Порядка 15 наших иногородних музыкантов живут в общежитии консерватории. Сначала они живут там, пока учатся. Потом мы толкаем их в аспирантуру ещё и потому, что у них будет право остаться в общежитии. Остальных просим оставить в общежитии в виде исключения. Главное радостное событие в этой связи за последние лет 20 - филармония купила 2 ведомственные квартиры. Одну во временное пользование дали нашему оркестру. Квартира - 3-комнатная хрущёвка. Сейчас в ней живут семьи двух наших талантливых ребят - флейтиста Паши Бондаренко и гобоиста Саши Абашкина. Конечно, по сути, они живут в коммуналке, но очень рады. Да и как иначе? Паша Бондаренко жил с женой в общежитии, но родилась дочка, из общежития их попросили. Абашкины тоже много лет прожили в общежитии. Когда вселились в квартиру, наконец-то родили ребёнка (Улыбается).

Как, для сравнения, обстоят дела с зарплатами у музыкантов за рубежом? Минимальная планка их дохода порядка 60 тыс. рублей. Не зря из нашего оркестра за последние лет 20 за границу уехали с десяток музыкантов - потрясающий кларнетист Лавриков, концертмейстер ударных Леонид Решко, виолончелистки Елена Звягина, Ольга Грудская и др. Если говорить о нынешних музыкантах, 50% из них с успехом могли бы работать в любом столичном оркестре. Сам Ростовский симфонический - в тройке лучших региональных оркестров страны.

- В последние годы идут обидные разговоры: мол, россияне потихоньку теряют лидерство в классическом искусстве на мировой сцене. Вы согласны?

- Знаете, если в сфере культуры не произойдёт перемен, пройдёт лет 10, и это НАМ придётся учиться музыке у иностранцев. На прошлогоднем, IV Международном юношеском конкурсе имени Чайковского одну из первых премий взял китаец. Если не смотреть на сцену, казалось: на рояле играет не китайский мальчик, а зрелый российский музыкант с русской душой. Настолько потрясающе это было! Там выступали очень талантливые корейские, японские девочки-скрипачки... Российские же дети, к сожалению, не пробились в финал.

Виктория ГОЛОВКО

Смотрите также: