Из соседней комнаты донеслось еле слышное кряхтение, тут же к нему присоединилось похныкивание, и уже через секунду дом наполнился детским криком.
- Ну теперь все проснулись. Пора кормить, - Елена Савинова взяла стопку свежих пелёнок и направилась в маленькую комнатку.
Тройня после двойни
Савиновы живут небогато. Хотя в оторванном от цивилизации хуторе Крымском так живут все: работы здесь нет. Да и вообще за некогда богатым селением теперь закрепилась слава гиблого места: райцентр далеко (45 километров), автобус ходит один раз в сутки. Ни аптеки, ни больницы здесь нет. Пока ещё работает фельдшер.ский пункт, но поговаривают, что и его скоро закроют.
В этой глухомани пятна.дцать лет назад и познакомились Елена и Михаил. Полюбили, поженились.
Когда молодая жена забеременела, вся родня принялась собирать для первенца ползунки да пелёночки. Но вскоре выяснилось, что накопленного добра не хватит: Елена родила двойню - мальчика и девочку, Сашу и Наташу.
- Позже я узнала, что и у меня в роду были двойни, и у мужа. Сначала обрадовалась, что так удачно за один раз выполнила "программу-минимум". Но потом, когда не спала сутками, разрывалась между корм.лением и стиркой, поняла: два малыша в доме - это очень тяжело. Причём не только физически, но и материально, - вспоминает Елена. - Поэтому, когда второй раз забеременела, возник вопрос: сможем ли мы поднять третьего ребёнка? Но мама уговорила: раз Бог дал - вырастим.
Вторая беременность протекала странно. Живот рос необычно быстро, и уже через пару месяцев невысокой хрупкой Лене приходилось поддерживать его руками.
- Ой, Миша, чует моё серд.це, опять двойня будет, - говорила она мужу.
- Э, мать, это ты брось! На одного ведь договаривались, - отшучивался Михаил. Но предположение жены оправдалось с лихвой.
...Посмотреть на монитор ультразвукового аппарата сбежалась вся районная больница.
- Тройня после двойни! Редкий случай! - удивлялись врачи.
Но Елена выбежала в коридор и заплакала: "В стране кризис, дома своего нет. Как растить-то будем?.."
С миру по нитке
Так и растят. В том же хуторе Крымском, в небольшом съёмном доме без удобств. Вода в хуторе непригодна для питья. Это даже без экспертизы понятно - после стирки на вещах остаётся белый налёт. Поэтому два раза в неделю в Крымский приезжает водовозка. И старший сын Саша спешит к ней с двумя сорокалитровыми баклагами. Этой воды хватает, чтобы приготовить еду и искупать малышей.
Кстати, в свои 12 лет Саша уже наравне с отцом работает в поле - зарабатывает копеечку, чтоб купить себе и сестре к первому сентября школьные принадлежности. Наташа взяла на себя обязанности няни. Они с мамой по очереди дежурят у трёх кроваток. На каждой наклеена записочка: "Оксана", "Анжела", "Марина".
- Когда девочек из роддома принесли, никто, кроме меня, не мог различить их, поэтому и пришлось записочки повесить. А я их запросто отличаю, - Елена кивает на конверты, из которых выглядывают три пары глаз-бусинок. - Оксанка, старшая, самая крупненькая родилась - 2400, Анжела - 2250, Маришка на сто граммов поменьше. Кстати, Оксана и Марина однояйцевые близнецы. Пока вот гуляем только по дому, но скоро привезут колясочки, и будем наших девчонок на воздух вывозить...
Колясочки, распашонки, памперсы, игрушки и прочие необходимые малышам вещи Савиновым подарили жители Семикаракорска: местная газета обратилась к горожанам за помощью. Откликнулись в первую очередь сердобольные бабушки и семьи, которые сами прошли через житейские трудности: местная медсестра нашила стопу фланелевых пелёночек, первая учительница Елены организовала целую кампанию в помощь многодетной семье.
- Не подумайте, мы ничего не просили, - краснея, рассказывает многодетная мама. - Но было так приятно...
- А как власти откликнулись?
- От главы района получили поздравление через местную газету. Представители сельской администрации к нам домой приехали, поздравили. Кроватки подарили, матрасики и подушечки...
- Ну а материальная помощь? Жильё? Вы же до сих пор на съёмной квартире живёте! - удивилась я.
- Нам сказали собирать документы, будут решать этот вопрос, - объяснила мне Елена. - Только ходят разговоры, что если выделят жильё, то здесь, в хуторе. Но как же здесь пятерых прокормить? На что? Придётся нам, как и раньше, на заработки мотаться.
"Выживаем благодаря родителям..."
Когда первые дети подросли, Елена с Михаилом оставили их на попечение бабушки с дедушкой (благо, те живут всего через несколько дворов), а сами отправились на заработки в Ростов. Лена работала продавцом. Миша и грузчиком был, и подсобником подрабатывал. За несколько лет скопили на детскую мебель и на косметический ремонт (хоть как-то облагородить свой съёмный дом!).
- Теперь, чтоб свести концы с концами, взяли в аренду землю, - рассказывает Михаил. - Хотел заработать на болгарском перце. А в этом году по всей округе неурожай. И наш перец гниёт: и удобряли, и поливали - бесполезно. Всех наших заработков с поля не хватит даже, чтобы аренду отбить...
Из-за этого неурожая Михаил, видимо, опять поедет работать в Ростов. Лена останется с детьми. Наверное, можно было бы заработать на своём хозяйстве, но у Савиновых всего две коровы и бычок. Расширяться хотели бы, но денег нет.
- Тут же ещё проблема в удалённости от райцентра. Машины у нас нет. Чтобы съездить в аптеку или больницу, нужно вызывать такси. А это 600 рублей туда-обратно. Спасибо, у друзей машина есть - они нас часто выручают. А в остальном нас спасают родители, - рассказывает Лена. - У них свои коровы, птица. Продуктами помогают, пенсией делятся. Так что пока вот так перебиваемся и стараемся не унывать. Дал бы Бог здоровья и терпения...
Светлана Ломакина. Фото автора
КСТАТИ
О материнском капитале мы писали не раз. Но при подготовке этого материала столкнулись с новым вопросом на эту тему: если за рождение второго ребёнка семье полагается 250 тысяч рублей, то сколько же они могут получить за рождение тройни?
- К сожалению, ту же сумму, - объяснили нам в пресс-службе Пенсионного фонда РО. - По закону о материнском капитале, который вступил в действие с 1 января 2007 года, родителям, у которых появился второй, третий и так далее ребёнок, полагается 250 тысяч рублей. Исходя из этого закона, материнский капитал при рождении двойняшек или тройняшек будет положен только одному малышу, и только один раз.
ОТ РЕДАКЦИИ
Рождение двойни, а затем и тройни в одной семье - случай не только для нашей области, но и для России редкий, если не единственный. Только власти это событие оставили без особого внимания. Районная администрация поздравила Савиновых через местную газету, сельская администрация подарила три кроватки. На этом, похоже, подарки пока закончились...
А сейчас новорождённые живут в отдалённом хуторе, где нет ни больницы, ни врачей, да и транспорт ходит раз в сутки. Случись что, помощи не дождёшься. К тому же многодетная семья живёт на съёмной квартире. Правда, поговаривают, что им здесь же, в Крымском, хатку подыщут. Но даже если слухи подтвердятся, вряд ли это будет большой радостью...
Смотрите также:
- «Васенька или Коленька?» Мать не узнала сына, которого бросила 30 лет назад →
- На Дону растет количество внебрачных детей →
- Семь "Я" супругов Сиротенко →