По следам Индианы Джонса

   
   

В кабинете генерального директора крупного холдинга Евгения Каракушьяна на всю стену - огромная карта мира.

На первый взгляд ничего удивительного - у компании большие международные связи. Однако значками на карте отмечены не европейские государства, а самые глухие закоулки планеты. Не реже раза в год известный ростовский предприниматель меняет деловой наряд на походный костюм и отправляется на край света. Амазонская сельва, дикие джунгли Азии, населённые людоедами острова Океании - где только не ступала нога искателя приключений... Странное хобби для бизнесмена?

- Европа, например, мне совершенно неинтересна, - поясняет Евгений Каракушьян. - Скучно ходить с гидом по тысячу раз проторенным марш.рутам и слушать "посмотрите направо, посмотрите налево". Экстрим, экзотика - другое дело. Это как вызов: смогу - не смогу. К тому же мне всегда нравился активный отдых: ещё в юности занимался винд.сёрфингом, горными лыжами, летал на дельтаплане. И вообще какой советский ребёнок не мечтал о приключениях? "Мы книги глотали, пьянея от строк..." Но тогда о поездке за границу нечего было и думать. Сейчас, когда всё изменилось, может быть, я исполняю свои детские фантазии.

В двух шагах от акулы

В своё первое далёкое путешествие Каракушьян отправился в 2002 году.

- Маршрут пролегал через Эквадор и Перу, - рассказывает он. - Я тогда всерьёз начал увлекаться дайвингом, а Галапагосские острова считаются одним из красивейших мест для погружений. Сначала предстояло пробираться через джунгли по реке. Места там настолько же красивые, насколько и труднопроходимые. И опасные. На берегу разевают пасти кайманы и ягуары, в реке шныряют пираньи и анаконды..

Впрочем, не это было самым страшным. Уже потом выяснилось: оказывается, мы двигались в самый центр "золотого треугольника" - вотчины южноамериканской наркомафии. Там всем заправляют вооружённые банды, занимающиеся тем, что воруют белых туристов и требуют за них гигант.ский выкуп. К счастью, всё обошлось: прошли через сельву и добрались до Галапагосов - это всего семь маленьких островов посреди океана.

Это настоящий природный рай. Прямо по берегу ходят игуаны, морские львы, пингвины. Людей совершенно не боятся: за любой недружественный жест по отношению к животному на туриста накладывается огромный штраф.

Но самое интересное ожидало нас под водой. Плывёшь, а вокруг стаями резвятся разноцветные рыбы, степенно двигают ластами гигантские черепахи, на которых можно покататься верхом.

Во время одного из погружений вдруг показалось, что приближается подводная лодка. Внезапно открылась гигант.ская пасть - шириной с немалую комнату. Это была китовая акула. От адреналина просто кипела кровь. К счастью, китовые акулы - "вегетарианцы", они не нападают на людей. Но всё равно даже увидеть её издалека считается большой удачей. Домой, в Ростов, я тогда возвращался как на крыльях - столько было впечатлений. Заодно понял: отправляясь в такие дикие места, надо особенно готовиться к любым сюрпризам.

В гостях у папуасов

Следующая экспедиция случилась спустя два года. На этот раз путь лежал в Папуа - Новую Гвинею.

- Столица Папуа Порт-Морсби - пожалуй, самый жуткий город на земле, - вспоминает Евгений Каракушьян. - Его официально не рекомендуется посещать туристам. Там вообще нет никакой власти - полная анархия, словно в пиратских притонах из приключенческих книг. Чтобы зайти в магазин, нужно пройти через несколько постов с вооружённой охраной. Вокруг города по всему острову живут племена папуасов. Каждое - целый маленький мир. Знаете, я с удивлением узнал: у нас на планете всего насчитывается 1600 языков, а восемьсот их них принадлежат жителям Папуа - у каждого племени свой язык!

В одно из племён мы за.глянули в гости. Настоящий каменный век! Плавают на лодках, выдолбленных из стволов деревьев, ловят рыбу на леску, сделанную из листьев пальм. Папуасы наивны до умиления. Любой белый человек с двумя классами образования, останься он жить в племени, почитался бы за бога за его обычные знания. Вот и на нас жители племени смотрели как на диво.

Потом друзья меня не раз спрашивали: не боялся, что сожрут? Всё-таки людоеды... Нет, страха не было: перед поездкой я прочитал о привычках и обычаях папуасов. Оказывается, аборигены едят людей не потому, что им так хочется кушать. Просто они верят, что если съесть человека, то его сила и ум перейдут к ним. Поэтому категорически запрещается делать некоторые вещи: например называть папуасам своё имя. Если они не знают, как тебя зовут, то твоя душа не перейдёт к ним. Ещё не рекомендуется протягивать левую руку - это по местным правилам большое оскорбление. И вообще лучше не слишком понравиться племени. Потому что тогда вождь окажет тебе самую почётную милость: протянет кусок пищи, который сам предварительно облизал. Но к такому угощению я не был готов.

Ту страну назвали Гондурасом!

- Самое захватывающее в таких поездках - видеть и удивляться разнообразию нашего мира, - говорит бизнесмен-путешественник. - Понимаешь, сколько чудес есть на нашей планете. В Малайзии я держал в руках говорящую рыбу. Она похожа на маленькую акулу, и если её посильнее сжать, она на самом деле издаёт протяжные звуки. В Камбодже, прорвавшись сквозь джунгли, мы добрались до древних храмов Ангкора: тысячу лет назад это был самый большой город в мире. Удивительное по красоте место!

Хотя интереснее всего всё же общаться с людьми. Изучать их нравы, обычаи, привычки. Помню, остановились в плавучей деревне в Камбодже. Местные, словно обезьянки, передвигаются на четвереньках, едят всё, что ползает. О, кухня - это вообще отдельный разговор. Я в каждой поездке стараюсь попробовать что-то из местных блюд. Во Вьетнаме ел жареную кобру. Очень вкусной, кстати, оказалась. В Эквадоре проводник-индеец угостил древесными муравьями. В Гватемале пробовали внутренности обезьян. Бывает, смотришь вот так на жизнь местных и думаешь: да наша страна по сравнению с ними вершина цивилизации! Ну что, разве у нас, как в Гондурасе, дети на улицах играют в футбол вместо мяча пауком размером с блюдце?..

Куда будет следующая поездка? Очень хотелось бы отправиться на Северный полюс. Или на какой-нибудь необитаемый остров, чтобы остаться один на один с природой. Хотя не знаю, удастся ли: сейчас настало тяжёлое время, нужно постоянно следить за изменениями на рынке - не до путешествий.

Но в том, что они будут, сомневаться не приходится. Не зря на рабочем компьютере Евгения Каракушьяна заставка - фото тропического острова, утопающего в зелени пальм. А значит, джунгли зовут...

Арсений Петров

Фото из архива Е. Каракушьяна

Смотрите также: