Кровный долг Нинель Генераловой

   
   

Спасать людей она поклялась себе и Богу после того, как её саму спасли зимой 42-го в полевом солдатском госпитале

Книга рекордов Гиннеcса назвала ростовчанку Нинель Генералову самым бескорыстным донором в мире. За полвека она сдала триста литров крови, ни разу не взяв за это даже положенной по закону оплаты.

Детству маленькой Ниночки могли позавидовать миллионы советских детей. Внучка народовольца Василия Генералова, повешенного вместе с Александром Ульяновым за покушение на царя, ни в чём не знала отказа. В их просторной квартире в центре Ростова частенько бывали Будённый и Ворошилов, но счастливая жизнь рухнула в одночасье. Полковника НКВД Ивана Генералова объявили врагом народа, семью выгнали на улицу. А вскоре началась война.

Дочь полка

- Я осталась одна - куда идти? - вспоминает Нинель Ивановна. - Я и прибилась к воинской части. Тогда беспризорников много скиталось, меня так и приметили, говорят: "Иди к нам, сыном полка будешь!" А я худющая была, волосы короткие, вот сперва никто и не заметил, что я девочка. Потом разобрались, но куда уже меня девать - осталась при медсанбате. Бинты стирала, перевязки делала раненым. Раненым солдатам на передовой помогала. Сейчас тот ужас со страхом в сердце вспоминаешь, а в тринадцать лет о смерти не думаешь.

Видимо, рассердило бесстрашие юной санитарки старуху с косой. Зимой 1942-го под Сталинградом юная Неля как обычно кинулась к сражённому пулей бойцу. А спустя миг закричала вся рота, увидев, как рядом с "сестричкой" разо.рвался снаряд. Окровавленную девочку принесли в госпиталь.

Рана вызвала газовую гангрену. Чтобы спасти отважную дочь полка, солдаты по очереди сдавали кровь. И стала она своим спасителям кровной сестрой. Но всё это она узнала позже, придя в сознание. А тогда, оказавшись в состоянии клинической смерти, Нинель видела и ощущала то, о чём впервые рассказывает только теперь.

- Сейчас столько спорят, есть ли жизнь после смерти, - говорит Генералова. - А я точно знаю, что ждёт нас там. Сколько лет прошло, но я, как сейчас, помню те свои ощущения. Сперва полёт по длинному чёрному коридору, потом весь мир как на ладони: облака, изумрудно-зелёная полянка, по которой гуляют люди в длинных белых одеждах. А посреди - старик с белой бородой. Он и сказал мне: "Тебе ещё рано сюда, возвращайся. Твоё призвание - лечить людей". И я полетела обратно по этому коридору. Потом темнота и голос нашего полевого хирурга: "Пришла в сознание, давайте ещё укол!"

Вернувшись к жизни, тринадцатилетняя девочка дала себе клятву: за своё спасение она отплатит сторицей.

"Мы с тобой одной крови"

Свой зарок Генералова исполнила: после войны пошла в медицинский техникум. Но этого показалось мало. В 1952 году, перестав кормить новорождённого сына, Нинель Ивановна отправилась на станцию переливания крови.

- Поначалу сдавала по триста граммов, потом стала по пол-литра, - рассказывает она. - Тогда запрещали часто сдавать, но я из одной больницы шла в другую, никто и не догадывался. И чувствовала я себя на удивление хорошо: ни слабости, ни головокружений, наоборот, на душе сразу легче становилось.

Вскоре звонить начали сами медики. Мало того, что кровь у Нинель Ивановны оказалась редкой - четвёртой группы, она в любое время была готова стать донором для попавшего в беду человека.

- Однажды ехала в Дербент, - вспоминает Генералова. - Вижу: впереди машины разбитые, люди лежат, кровь. Семья с ребёнком попала в аварию. Родители погибли сразу, мальчику оторвало ноги. Оказалась, что у него тоже четвёртая группа. Прямо на шоссе врачи сделали переливание.

"Может, Бог меня хранил?"

За полвека Генералова сдала триста литров крови и плазмы. Её кровь помогла спасти шестьсот человек. На станцию переливания Нинель Ивановна перестала ходить только в 2002 году, когда ей уже было за семьдесят.

Она не ждала и не искала славы. А однажды в дверь позвонила соседка: "Неля, я тут ради интереса взяла Книгу Гиннесса почитать, там написано: "Самый бескорыстный донор в мире - миссис Генералова из Ростова-на-Дону". Это что, ты?!"

- Не знаю, откуда они про меня узнали, я ведь сама никогда не распространялась о том, что сдавать кровь хожу, - говорит Нинель Ивановна. - Да не ради известности я донорством занималась. Жалко, сейчас уже возраст не позволяет. Знаете, иногда начинаю думать, правда ли всё это: про другую жизнь видела или мне приснилось? И поляна, и старик, и наказ его... А потом вспоминаю, как уже после войны снова дважды чудом смерти избежала. Один раз в аварию попала - все погибли, а я цела-невредима. Потом летела на самолёте, и он загорелся, но ничего, обошлось. Вот и думаю, что это Бог меня хранил, чтобы я успела сделать то, что он мне в жизни предначертал. Значит, не привиделось мне тогда всё.

Арсений ПЕТРОВ

Фото из архива Н. Генераловой

Смотрите также: