Прошлое и настоящее храма Сурб-Хач

   
   

На севере Ростова расположен памятник истории и архитектуры федерального значения - монастырский комплекс Сурб-Хач (в переводе с армянского "Святой крест"). Основанный в начале 1780-х годов, он известен тем, что в его стенах была первая на юге России типография.

Помимо этого, монастырь примечателен ещё тремя фактами: во-первых, это самое старое каменное здание, находящееся на нынешней территории Ростова; во-вторых, церковь Сурб-Хач первой из ростовских храмов была увенчана золотым крестом; в-третьих, здесь находились древние церковные реликвии - хачкары.

Исчезнувшие реликвии

Донской монастырь Сурб-Хач был устроен наподобие Старокрымского средневекового одноимённого монастыря. Холмистая местность с двумя родниками усиливала сходство нового Сурб-Хача с крымским. Почётной святыней монастыря, в честь которой он был назван, являлся хачкар IV века - большая каменная плита с резным изображением креста, привезённая из Армении. Помимо этого главного хачкара, в стены храма было вставлено 14 хачкаров меньших размеров. В 20-х годах прошлого века все они бесследно исчезли. Многие краеведы высказывали предположение, что исчезнувшие хачкары могут до сих пор храниться в замурованном подвале Сурб-Хача. При переселении армян из Крыма на Дон было вывезено 700 хачкаров. Святые камни раздали армянским церквам Новой Нахичевани. Однако впоследствии из-за гонения на церковь хачкары были безвозвратно утеряны вместе с разрушенными храмами. До наших дней из 700 древних реликвий армянского народа сохранилась одна - главный хачкар храма Сурб-Хач. Ныне он выставлен в экспозиции Ростовского област.ного музея краеведения. Хотя на табличке этого экспоната написано, что он относится к VI веку, заведующая отделом истории и этнографии армян Дона Светлана Хачикян уверена: он гораздо старше, IV столетия. - Дело в том, что, уже начиная с V века концы крестов, высекаемых на хачкарах, украшали растительным или геометрическим узором, - объясняет Светлана Мелконовна. - Здесь же этих узоров нет, и это указывает на то, что хачкар изготовлен ранее V века.

Когда возродится музей?

Драматическая судьба постигла не только хачкары, но и сам Сурб-Хач. В 1935 году от удара молнии сгорела колокольня храма. В послевоенные годы монастырь продолжал ветшать. Часть построек, разрушенных в годы войны, была разобрана. В 60-х годах Сурб-Хач чудом избежал сноса: памятник удалось сохранить лишь благодаря заступничеству известного нахичеванца Мартироса Сарьяна. 14 ноября 1972 года в здании храма был открыт Музей русско-армянской дружбы. В его экспозиции находилось более 400 уникальных экспонатов. В марте прошлого года, согласно принятому Госдумой закону о возвращении церкви принадлежащих ей до революции строений, здание храма Сурб-Хач было передано Армянской Апостольской церкви. Под обширные экспозиции музея обещали выделить другое помещение. Однако в нём уже второй год тянется ремонт. - Монастырь Сурб-Хач с самого его основания был культурно-просветительским центром: здесь были типография, школа-интернат, музей, библиотека, - говорит Светлана Хачикян. - По историче.ской справедливости музей нельзя было выселять с территории Сурб-Хача. Другое дело, что он не должен находиться в храме. Ещё в 69-м году был сделан проект отдельного музейного здания на территории Сурб-Хача, но он так и остался проектом. Когда здание передали церкви, экспозицию из храма перевели в Ростовский областной музей, в котором места для её размещения не нашлось. А ведь музей русско-армянской дружбы был единственным музеем на территории города и даже России. И дело чести - вернуть его к жизни. Может быть, в несколько другом ракурсе: допустим, как музей Нахичевани-на-Дону - в память о том городе, который был и которого нет сейчас, но чья судьба неразрывно связана с историей Ростова.

Галина ТИМОФЕЕВА

Фото автора и из архива Ростовского областного музея краеведения

"АиФ"-справка

Из истории монастыря и его музеев

Основателю монастыря архиепископу Иосифу Аргутинскому, гостившему в усадьбе нахичеванца Мартына Торосяна, приглянулось красивое место, и он выкупил поместье для того, чтобы возвести там монастырь. В 1780 году на высоком холме у реки Темерник разбили монастырский сад и построили временную деревянную церковь. Спустя три года на её месте возвели каменный храм в стиле русского классицизма. Восточнее церкви был по.строен большой архиерейский дом, в котором находились покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, типография, а рядом с храмом возвели двухъярусную колокольню (она не сохранилась, как и прочие постройки монастыря, за исключением самого храма, лестницы, каптажной постройки над родником, северных и южных ворот). Первый музей на территории монастыря Сурб-Хач был создан в 1875 году на средства мецената Мкртича Санасарьяна. Этот музей погиб в 1891 году от пожара. В начале XX века музей был восстановлен и просуществовал до 1919 года. В 1972 году на территории бывшего монастыря открылся Музей русско-армянской дружбы, который находился там 35 лет, вплоть до марта прошлого года.

P.S.

   
   

Святой камень стал камнем преткновения?

- Хачкар Сурб-Хач внесён в реестр фондов областного музея, но мы хотим добиться возврата его церкви, так как это неотъемлемая часть храма, ведь его именем был назван монастырь, - говорит настоятель храма Сурб-Хач отец Тер Пугос. - Что касается замурованных в подземелье остальных хачкаров, я слышал такую версию. Но пока нам не удалось разыскать этот подвал. Я склоняюсь к тому, что он мог находиться не в самом храме, а в другой монастырской постройке, скорее всего в архиерейском доме. Старожилы рассказывали мне, что когда-то спускались в какие-то подвалы на территории монастыря, но вот где именно они находились, установить сейчас достаточно сложно.

Смотрите также: