Неизвестные музеи Ростова

   
   

Сейчас в Ростове 38 музеев, о которых мало кто знает. Но они существуют.

Их экспонаты, собранные энтузиастами, могли бы составить экспозицию музея истории города, о котором давно мечтают краеведы и любители старины.

"Не гонись за белым хлебом"

В 1920-е годы в рабочих столовых Ростова висели лозунги: "Хорошо пережёвывай пищу, прежде чем проглотить", "Не гонись за белым хлебом", "Мясо вредно", "Не ешь всухомятку", "Не выходи работать натощак".

Нынче эти лозунги собирает хранительница музея общественного питания Жанна Дугинова. В её музее представлены экспонаты, найденные на кухнях старых столовых и ресторанов. Например, тарелка 1920-х годов из столовой "Красного Аксая" с загадочной надписью по краю "Общественное питание - под объект самокритики".

В те же годы в Ростове было принято постановление о количестве мяса на душу населения. Есть мясо три раза в неделю могли только рабочие вредного производства. Всем остальным категориям граждан выдавали мясо по карточкам лишь раз в неделю.

- А это гордость нашей экспозиции, - говорит Жанна Рубеновна и подводит меня к огромному, 50-литровому, самовару. - Полвека из него наливали чай в столовой исполкома, а потом спустили в подвал. Там-то его и обнаружили создатели музея.

Пару лет назад музей соз.давала Донская гильдия кулинаров. Расположен он в лицее кулинарного мастерства. Вскоре после открытия здесь появился неизвестный человек со свёртком в руках.

- Я видел о музее репортаж. Вот возьмите, - сказал он и протянул свёрток.

В свёртке оказалось блюдо 1841 года.

- Своё имя пожилой человек отказался назвать, - вспоминает Жанна Рубеновна. - Но рассказал, что блюдо использовалось в московском трактире Осьмушкина, а перед революцией - в ресторане Балтийского вокзала, где служил его прадед. Теперь его семейная реликвия хранится у нас.

Вагон на троих

Гордость музея - паровоз серии "ФД". Иначе говоря, "Феликс Дзержинский". Построенный в 1937 году, он служил в Великую Отечественную и в послевоенные годы.

В 1937 году на этом паровозе машинист Александр Блинов провёл по маршруту состав весом 11 тысяч тонн. Средний вес современных составов всего-то 5-6 тысяч тонн.

Нынче в музее истории СКЖД больше пятидесяти единиц железнодорожного транспорта: паровозы, вагоны, дрезина, первые электрички... Собирать экспонаты для музея 15 лет назад начали члены Всероссийского общества любителей железных дорог - ростовчане В. Бураков, С. Волков и В. Власенко. Они обошли многие депо, выискивая старинную технику.

Результат налицо: наш музей, второй после питерского, - один из самых богатых в России.

До революции в цар.ских поездах были богато убранные вагоны. Например, салон-вагон. В нём ездили министры и прочие чины, а в советское время - партийные деятели. И целый вагон рассчитан на троих. Скажем, министр и два охранника. Поэтому два купе здесь обычных, а одно огромное - с мягкими диванами и просторным туалетом.

Здесь же представлен деревянный вагон каретного типа "Глостер". Его построили англичане в 1869 году по заказу частной (Риго-Орловской) железной дороги. Ни в одной стране мира таких вагонов больше нет. А наш много лет простоял на запасных путях Северо-Кавказской железной дороги.

Как исчезают экспонаты

В Ростове есть музеи кооперации, сельхозтехники, пожарного дела, таможенной службы, милиции, донского спорта, музыкального и драматического театров, истории "Роствертола", "Ростсельмаша", колледжа Седова...

Правда, по словам Зинаиды Булатовой, методиста Ростовского областного музея краеведения, число маленьких музеев постоянно меняется:

- Они ведь существуют на средства, которые выделяет их руководство. И подчиняются не Министерству культуры и даже не городскому Управлению культуры, а своей организации, - говорит Зинаида Михайловна. - Это значит, что если маленький музей за.кроется, то могут исчезнуть ценные экспонаты.

Да и жалко, когда перестают существовать такие замечательные музеи, как истории донского здравоохранения, телефонной связи и хлеба.

Виктор БОРЗЕНКО

Фото автора

   
   

Смотрите также: