Что принесёт Дону вступление в ВТО?

Фото: АИФ

   
   

Споры о том, так ли уж необходимо нам было вступать в ВТО, продолжались в течение восемнадцати лет. Теперь, когда этот вопрос решён окончательно, пришло время оценить: как скажется присоединение к мировому бизнес-клубу на Ростовской области и её жителях?

Новые рынки, возможность поставлять свои товары за рубеж по более выгодным ценам, рост производства, увеличение объёмов инвестиций - так перечисляют будущие выгоды отечественных предпринимателей сторонники вступления в ряды Всемирной торговой организации. Противники этого шага возражают: за границей ждут только российскую нефть и газ, а что же будет с и без того проблемным машиностроением и сельским хозяйством, которые как раз и составляют экономическую основу Дона?

Ростсельмаш против

- Две тысячи работников Ростсельмаша будут сокращены до октября - это четвёртая часть от всего коллектива предприятия, - такое заявление в начале июня сделал совладелец комбайностроительного завода Константин Бабкин.

Причину массовых увольнений он объясняет просто - площадка готовой продукции затоварена: в ожидании вступления в ВТО и снижения пошлин на импортную сельхозтехнику российские крестьяне перестали покупать сельмашевские комбайны. Сейчас на улице стоит 1800 уборочных машин - это 40% от годового плана. После того, как уже в следующем году «Джон Диры» и «Клаасы» станут обходиться аграриям дешевле, ростовский гигант сельхозиндустрии вообще рискует остаться ни с чем.

В середине июня Константин Бабкин направил Президенту России открытое письмо с просьбой отложить дату присоединения страны ко Всемирной торговой организации. Вместе с ним обращение подписали руководители трёх других донских машиностроительных заводов. Ответа они пока не получили. Впрочем, скептики уже заметили: угрозы совладельца Ростсельмаша уволить две тысячи человек слишком похожи на шантаж. Разговоры о вступлении в ВТО идут уже не первый год - что мешало собственникам предприятия провести модернизацию производства и подготовиться загодя? Однако вместо этого они предпочли покупать заводы за границей - расплачиваться за это теперь придётся рабочим.

Тем не менее вопрос о грядущих сокращениях остаётся открытым.

- Проведение массовых увольнений регламентируется законодательством: нельзя просто так взять и выбросить на улицу тысячи сотрудников, люди должны получить определённые гарантии, - отметил министр экономики Дона Владимир Бартеньев.

В начале июля на Ростсельмаше побывал вице-премьер Аркадий Дворкович. Он пообещал, что Правительство России не оставит машиностроителей. Позже стало известно, что правительство гарантировало выделение производителям сельхозтехники субсидий.

«Ничего хорошего селян не ждёт»

Снижение цен на импортные комбайны действительно пойдёт на пользу донским крестьянам. Однако это, пожалуй, единственная выгода, которую они ощутят от присоединения к ВТО.

- Кто по-настоящему выиграет от вступления, так  это крупные трейдеры, которые сегодня тысячами тонн гонят за рубеж зерно и подсолнечник, а с присоединением России к торговой организации смогут ещё больше увеличить объёмы, - убеждён президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. - А обычных крестьян, работающих на земле, у которых эти трейдеры скупают урожай по дешёвке - боюсь, их ничего хорошего не ждёт.

Советник президента региональной Торгово-промышленной палаты по вопросам АПК Юрий Корнюш подготовил уже целый доклад, в котором подробно описываются риски, ожидающие донских селян.

- Украина вступила в ВТО три года назад. За это время пятьсот тысяч человек, трулившихся в секторе животноводства и производства молочной продукции, потеряли работу, а хозяйства разорились, - рассказывает он. - Повторится ли это у нас? Давайте говорить откровенно: к большому сожалению, себестоимость продукции, производимой нашими крестьянами, выше, чем за рубежом. Следовательно, пойдёт импорт. Почему так происходит? Здесь надо ставить вопрос об эффективности использования земли. Небольшой пример: в прошлом году средняя урожайность пшеницы в Ростовской области составила 28 центнеров с гектара, а в соседнем Краснодарском крае - 55 ц/га, хотя чернозёмы у нас и у них почти одинаковые. А всё дело в подходе к обработке почвы и  в количестве вносимых удобрений.

Не меньше проблем у нас и с переработкой. На Дону прошлой осенью собрали 600 тысяч тонн овощей. Но разве мы едим местную овощную продукцию? У нас нет ни одного сахарного завода, ни одной современной макаронной фабрики!

Не лучше обстоят дела и в животноводстве. Уже сегодня все наши производители используют импортное мясо. А после вступления в ВТО России придётся ещё снизить пошлины на ввоз мяса. Что в результате случится с нашими животноводами? В принципе, они могли бы за три - пять лет развить поголовье, но для этого нужны кредиты, рассчитанные хотя бы лет на восемь. А банки дают взаймы лишь на год-полтора, к тому же недавно ставка по кредитам для селян повысилась. По идее власти должны всё это учесть, но пока что каких-либо конкретных разработок относительно того, как будут работать наши крестьяне в условиях ВТО, я пока не видел.

Смотрите также: